Россияне пока не ощутили влияния финансового кризиса, в отличие от 40-60% жителей Европы, сообщают Ведомости со ссылкой на данные опроса Deloitte.
«Опрос проводился в конце сентября — начале октября. С того времени психологическая картина могла ухудшиться. Но Новый год для многих большой праздник, и даже ухудшение уровня жизни не повлечет экономии на подарках и праздничном столе», — считает Егор Метелкин, партнер Deloitte.
На Новый год граждане России надеются получить деньги или эквивалентные им подарочные сертификаты (36% опрошенных), косметику и парфюмерию (22%), одежду и обувь (19%), ювелирные украшения и часы (17%).
Дарить россияне планируют косметику и парфюмерию (45%), одежду и обувь (30%), продукты, шоколад, конфеты и шампанское (28%). 90% респондентов пока подарков не купили.
Наталья Акиндинова из Центра развития говорит: «Вспомните советские годы: ничего невозможно было достать, а новогодние столы ломились, все собирали гостей и веселились».
Желание тратить на Новый год гораздо больше связано с традициями, чем с экономической ситуацией, уверена она.
Россиянин готов потратить на праздники 537 евро — почти как житель Франции (527 евро) или Бельгии (597 евро). Больше всех тратят на праздничные подарки, еду и развлечения в Ирландии — 1355 евро, меньше всех на Украине — 235 евро.
«Я буду удивлен, если выводы Deloitte окажутся правильными, — говорит Сергей Воробьев, председатель совета директоров Ward Howell. — Российский потребитель ведет себя рационально, а сейчас не лучшее время для трат. Чтобы напомнить о себе, и открытка сгодится».
Россияне пока не планируют тратить меньше денег на Новый год
ПО ТЕМЕ