Отказ многих банков от кредитных программ поставил под вопрос успешность рынка продажи новых автомобилей. Спрос на авто упал по всему миру настолько, что дилеры идут на беспрецедентные шаги: американские продавцы Dodge, например, решили дарить каждому покупателю вторую машину. В Петербурге до подобного еще не дошло. Да и большинство дилеров в принципе отрицают, что причиной снижения цен стал финансовый кризис. “Это обычные рождественские акции”, - говорят в салонах.
По подсчетам аналитиков, из-за проблем с кредитованием, а также из-за общей нестабильной ситуации спрос на новые авто в России снизился в последние месяцы на 20%. Особенно спад продаж ощутили дилеры недорогих бюджетных автомобилей, также существенно потеряла темп реализация супердорогих иномарок. Их основным потребителям сейчас не до роскоши – они спасают свой бизнес.
Автодилеры, впрочем, долго задумываться не стали. Потенциальных клиентов начали завлекать всевозможными предложениями, акциями, скидками и подарками. Где выгоднее покупать автомобиль в период кризиса, выяснил “Водитель”.
Единственным смелым петербургским дилером, заявившим о начале “антикризисной” программы, стал “Евросиб авто”. “Кризис повлиял на Ваши планы? - задается вопрос на сайте компании. - Наши автомобили застрахованы от любых сомнений”. Как пояснили “Водителю” в офисе “Евросиба”, антикризисная акция заключается в предоставлении скидки от 10 до 15 тысяч рублей на Mazda6 и 30 тысяч рублей или полиса КАСКО на автомобиль CX-7.
Кстати, эти скидки по сравнению с предложениями других дилеров выглядят весьма скромно. Другие автосалоны предлагают еще более выгодные условия. Так, значительный дисконт предлагает “Автомир”: Huyndai Sonata дилер продает со скидкой от 40 до 60 тысяч рублей в зависимости от комплектации, а Kia Magentis до 100 тысяч рублей.
“Подарочные” акции для своих клиентов предлагают дилеры Mitsubishi. Малолитражка Colt стала дешевле на 15 000 рублей, Outlander – на 70 000-90 000 рублей, пикап L200 – на 60 000 рублей, Pajero – на 50 000-120 000 рублей, Galant – на 70 000 рублей и Grandis - на 60 000 рублей. Популярные Mitsubishi Lancer продаются со скидкой от 30 000 рублей в версии с двигателем 1,5 литра.
Другим путем пошли салоны, торгующие автомобилями GM. Как таковую скидку компании предлагают на Chevrolet Lanos – 25 тысяч рублей. На другие автомобили распространяются акции: скидки на КАСКО, или тонны (именно так!) бензина в подарок.
Более прижимистыми оказались дилеры Nissan и Peugeot. Скидок на свои автомобили продавцы не предлагают, но зато дают возможность воспользоваться кредитным предложением. Так, салоны компании “Автопродикс” предлагают кредит от производителя на автомобили Nissan всего под 2% годовых. “Конкорд” продает Peugeot 308 и вовсе без процентов в рассрочку на 2 года при первоначальном взносе от 40%, а 207-ю модель в рассрочку на 2-3 года при оплате 20-30% в качестве первоначального взноса.
Эксперты считают эту меру более эффективной для привлечения покупателей в случае, если речь идет о рублевых кредитах. Тем же производителям, которые намерены предоставлять российским покупателям рассрочку в валюте, придется сразу устанавливать курс на весь срок действия договора. Иначе потребитель, наслышанный о девальвации, вероятно, рисковать и подписывать такой кредитный договор не будет.
Кстати, большинство дилеров отмечают, что скидки и акции приурочены вовсе не к кризису, а к рождественским праздникам. “Это обычные предновогодние распродажи. Дилеры “скидывают” автомобили 2008 года выпуска. Так происходит каждый год”, - прокомментировали “Водителю” в одном из дилерских центров. Эти слова подтверждаются тем, что большинство акций и скидочных компаний в автоцентрах рассчитаны до 31 декабря.
Однако аналитики рынка торопиться с покупкой авто не советуют. Скорее всего, спрос в ближайшее время не стабилизируется. И после Нового года дилерам придется придумывать что-то новенькое, чтобы “заманить” покупателя. При этом эксперты напоминают, что обычные предновогодние акции сводились к скидкам на приобретение дополнительного оборудования или к вручению подарка — зимней резины. “Теперь этим никого не удивишь, - констатирует эксперт “Водителя”. - В условиях кризиса покупателям нужна серьезная мотивация”.
При этом, как утверждают некоторые банкиры, продолжающие выдавать автокредиты, желающих купить машины меньше не стало. Как прокомментировал “Водителю” вице-президент “ОТП-банка” Юрий Леонов, “хотя средние ставки и подросли, потребители продолжают интересоваться автокредитами. Кроме того, есть клиенты, которые забирали депозиты и вкладывали деньги в автомобили как раз на волне кризисных настроений”.
Видимо, в связи с этим достаточно уверенно себя чувствуют сейчас те производители, которые вовсе отказались от скидочных акций. “Пока мы не планируем делать специальные скидки на автомобили Toyota. По нашему мнению, они и так являются хорошим вложением средств, - отметил управляющий директор по маркетингу и продажам «Тойота Мотор» Питер Энгель. - Мы делаем предновогодние подарки клиентам. Их количество зависит от комплектации автомобиля и дилерского центра”.
Не собираются делать скидки на свою продукцию и в автосалоне Gregory's Cars. “Кризис на нас не отразился, наши автомобили пользуются неизменным спросом, - сообщили “Водителю” в элитном салоне. - Кроме того, наши авто не обесцениваются, поэтому являются отличным вложением средств”.
Маша Могилевская