Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Автогражданка: что дальше

Автогражданка: что дальше

280
financial-lawyer.ru

Страховые компании бьют тревогу: если сегодня не повысить тарифы на ОСАГО - вся система окажется в кризисе. Цены на полисы неизменна, а стоимость ремонта поврежденных автомобилей неуклонно растет. Это касается и частных легковушек, и общественного транспорта, и большегрузов.

Базовые тарифы, установленные Правительством России, не увеличивались с момента появления ОСАГО в России. Для владельцев легковых автомобилей тариф до сих пор составляет 1980 рублей в год, разница только в коэффициентах.

На этом фоне страховщики подсчитывают убытки. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», на начало 2008 года ущерб по рынку составил от 72 до 77 процентов, а к концу года может превысить критический уровень в 77 %. Это грозит разорением не только небольшим страховым компаниям из убыточных регионов, но и крупным участникам рынка, продающим полисы ОСАГО на всей территории России.

А ведь еще пару лет назад страховые компании предлагали клиентам подарки и скидки. Вряд ли сверхрентабельный тогда бизнес мог оказаться на грани краха. Базовый тариф за это время не менялся, хотя средняя стоимость полиса выросла за последние пять лет на 11 процентов. Размер страховой выплаты сегодня составляет в среднем 24 тысячи рублей – на 15 процентов выше уровня пятилетней давности (20,8 тысячи рублей). Разница в 4 процента включает и повышение затрат на ремонт поврежденных автомобилей, и рост ставок на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью пострадавших.

Но главное - увеличилось количество ДТП. Исходя из статистики Российского союза автостраховщиков в 2007 году, на 17,3 заключенных договора приходился один случай выплаты (ДТП), тогда как в 2006 году в аварию попадал только каждый 20-ый клиент, в 2005 – 22-ой, в 2004 – почти 30-ый.

Причем наибольшая убыточность наблюдается далеко не в категории частных легковых автомобилей (ущерб - 73,8 процента), а в общественном транспорте – троллейбусы (195,1 процента), такси, включая маршрутные (174,4 процента), трамваи (149,4 процента). Более того, автобусы и грузовые машины составляют отдельную группу, убыток по которой превышает предельно допустимый уровень в 77 процентов. Эти показатели, по мнению аналитиков «Эксперт РА», свидетельствуют о несоответствии установленных тарифов по данным типам транспортных средств.

Кризис из-за роста числа заявленных страховых случаев мог наступить даже раньше - еще в начале года, когда планировалось разрешить оформление мелких ДТП без участия ГИБДД. Эксперты предсказали всплеск страхового мошенничества, и нововведение удалось отложить до марта 2009 года.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо ввести новый поправочный коэффициент и ежегодно корректировать тарифы на ОСАГО с учетом инфляции и роста цен на автозапчасти и услуги автомастерских. Сегодня региональные коэффициенты, по мнению экспертов, рассчитаны некорректно. Правительство скорректировало их, исходя из уровня доходов населения разных регионов, не учитывая цены на ремонт и размера выплат, которые в самых бедных уголках страны не ниже, чем в пределах КАДа. Так, низкие коэффициенты установлены для многих крупных городов (например, Екатеринбург, Калининград, Петрозаводск, Псков, Великий и Нижний Новгород, Казань и т.д.), а также малых городов и иных населенных пунктов, кроме расположенных в Ленинградской и Московской областях. Там убыточность достигает 85,1 процента.

Если адекватного увеличения тарифов не произойдет, то убыточность в целом по рынку ОСАГО на 1 января 2010 года составит 97,7 процентов, к 2011 года – 107,9 процентов, что неминуемо приведет к масштабному кризису рынка. В итоге страховщики разделятся на три группы. Первая – 5-6 страховщиков федерального уровня – будет работать на рынке ОСАГО еще несколько лет, компенсируя убытки в данном виде страхования прибылью по иным видам. При этом они будут отдавать себе отчет в том, что «автогражданка» – неприбыльный бизнес. Вторая группа – наиболее многочисленная, включающая в основном компании среднего уровня, – сразу или спустя год-полтора откажется от лицензий на ОСАГО. И третья группа – в основном небольшие региональные компании – будет генерировать убытки. Это в конечном счете обернется для них задержкой выплат, разорением и, как следствие, дискредитацией страхового рынка. «Кризис системы ОСАГО может сильно затруднить дальнейшее развитие розницы, неосвоенных сегментов, таких как страхование имущества физических лиц и личное страхование», – заключают аналитики.

Оптимистичный сценарий

Весной 2009 года вступят в силу долгожданные поправки о прямом урегулировании убытков – клиент будет получать возмещение в той страховой компании, полис ОСАГО которой он приобрел, а не искать офис застраховавшей виновника ДТП фирмы. В итоге появится реальная конкуренция между страховщиками, которой сейчас практически нет.

Агенты полагают, что если тарифы ОСАГО поднимут, автовладельцы этого не заметят. «Средняя стоимость полиса ОСАГО по нашему модельному ряду составляет 3564 рублей, – рассказывает Людмила Данильченко, директор кредитно-страхового департамента автоцентра «Гриффин». – Если повышение тарифов составит 15 процентов, то полис будет стоить 4098 рублей. При существенном увеличении качества оказываемых услуг (упрощенной процедуры оформления ДТП, системы прямого возмещения убытков) клиенты не заметят повышения всего на 534 рублей в год.

В то же время, повышение тарифов по ОСАГО может привести к снижению продаж по добровольному страхованию: «Клиенты, которые покупают полис КАСКО, могут спросить: А зачем мне платить больше по ОСАГО? – констатирует Людмила Данильченко. – Ведь я и так получаю возмещение по КАСКО». Но от обязательного страхования автовладелец отказаться не может, а от добровольного – вправе. Учитывая, что эксперты единодушно прогнозируют уменьшение доли приобретаемых в кредит автомобилей, а Роспотребнадзор запрещает банкам обуславливать выдачу кредита покупкой страхового полиса, именно так и произойдет. Итог – даже при долгожданном повышении тарифов на ОСАГО объем всего рынка автострахования может еще и уменьшиться.

Справка:

Убыточность – отношение суммы оплаченных убытков (выплат) за определенный период к нетто-премии за тот же период. Служит показателем прохождения дела. При убыточности ниже 100 процентов компания продолжает получать прибыль, пусть и небольшую.

Павел Нетупский,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях