Фильм «Адмиралъ» выйдет в прокат 9 октября, но уже вчера на витринах газетных киосков и прилавках магазинов появилась книжка «Адмиралъ», на обложке которой красуются Константин Хабенский и Лиза Боярская. Ошибется тот, кто решит, что это роман, по которому и снята картина про адмирала Колчака. Не прав будет и тот, кто подумает, что это сценарий будущего фильма. Книга «Адмиралъ» - это новеллизация…
Все мы знаем, что такое экранизация известного романа или рассказа, но мало кто знает, что такое новеллизация. Между тем, жанр этот набирает популярность, все больше книг выходит по горячим следам нашумевших кинолент и сериалов. А некоторые даже предваряют выход фильма. Будучи продуктом зависимым от кино, изначально рассчитанным на коммерческий успех, толковая новеллизация стремится обрести если не самостоятельность, но право на художественную автономию. Так, автором книги «Адмиралъ» стала Елена Толстая, при этом сценарий фильма написали совсем другие люди – Зоя Кудря и Владислав Романов. Книга – вовсе не «перевод» сценария в жанр романа, а вполне самостоятельное произведение, с новыми героями, сюжетными линиями, лирическими отступлениями…
Первые новеллизации появились в США в двадцатых годах ХХ столетия. Тогда в кино ходили, как на праздник. Дома фильмы не смотрели, так как подходящих видеоносителей еще не изобрели. Единственным способом освежить впечатления от фильма, не покупая билет в кино, стали книги, написанные по мотивам любимой картины. В литературные версии вносилось не очень много изменений: новые второстепенные персонажи, незначительные эпизоды, лирические отступления. В ту пору новеллизация являлась немного расширенной версией сценария, не более. Авторами таких книг становились либо сами сценаристы, либо «литературные негры». Писатели воспринимали подобные предложения, как возможность неплохо подзаработать. Известны случаи, когда книжки были состряпаны за пару дней. Ни о каком качестве речи быть не могло. Однако непритязательную публику все устраивало, а делать лишнюю работу издатели и литераторы не спешили. Но находились и писатели, кому было по-настоящему интересно разрабатывать сюжетную линию, придумывать новых героев. Они жили в мире своих книг и развивали жанр новеллизации.
В 60-х годах новеллизации вышли на новый уровень. Их стали писать еще и по телесериалам. Параллельно с выходом новых серий на экранах телевизоров - появлялись новые книжки в магазинах. Зачастую эти произведения отстранялись от ТВ и кино-первоисточников, разрастались, становились отдельным продуктом и продолжали жить даже после закрытия телесериала. Самой известной новеллизацией всех времен и народов стали «Звездные войны». Всего было написано более 300 (!) томов, рассказывающих о путешествиях звездных воинов во вселенной. Их создавали лучшие фантасты, в чьих руках новеллизации становились произведениями искусства. Эти книги уже стали классикой жанра. Так что все зависит от исполнителей. Может получиться одноразовое «чтиво», а может - и шедевр.
Российские издатели от иностранных коллег не отстают. Созданием новеллизаций занимаются, например, такие известные авторы как Елена Хаецкая, Дмитрий Быков, та же Елена Толстая, ставшая автором книги «Адмиралъ». Она поведала историю непростых взаимоотношений адмирала Колчака и Анны Тимиреевой, рассказав о его военных подвигах и трагической гибели русского дворянина. Причем издатели к премьере фильма «подгадали» выпуск еще одной книги - исторической энциклопедии, где расскажут об эпохе, в которой жил Колчак. Елена Толстая, написавшая это произведение, в этом деле не новичок. Под ее именем свет уже увидели книги «Адъютанты любви» и «Обаяние зла». По мнению Елены Толстой, автору надо стремиться к тому, чтобы новеллизация получилась интереснее и полнее фильма.
Наивно полагать, что любая новеллизация обречена на успех. Неудачные проекты в этом жанре по-прежнему не редкость. Такими стали русскоязычные версии книг «Чужой против хищника» и «Техасская резня бензопилой». Опыт, хоть и отрицательный, тоже полезен: впредь издательства будут серьезно думать, прежде чем браться за иностранные триллеры. Ведь в успехе проекта важны не только наличие блокбастера, но и квалификация автора книги.
Не так давно вышел фильм «Секретные материалы. Хочу верить». Несмотря на громкий бренд, в российском прокате картина больших сборов не имела, критики в пух и прах раскритиковали киноопус, а вот одноименная новеллизация Аллана Коллинза получилась интересной. Оно и понятно: Макс Аллан Коллинз – обладатель нескольких престижных литературных премий. По его роману снят фильм «Проклятый путь», удостоенный «Оскара». Коллинз написал и новеллизацию, которая, по данным «Нью-Йорк Таймс», стала всемирным бестселлером - речь идет о книге «Спасение рядового Райана». Так что в «новеллизаторе» «Секретных материалов» сомневаться не приходится. Хотя в этом деле многое зависит еще и от переводчика. И тут уж как повезет! К сожалению, русскоязычным «Секретным материалам» повезло не очень. Язык весьма скудный, то и дело хочется перелистать несколько страниц, дабы поскорее добраться до интересного места. И хотя поклонники фильма пополнили свою «секретную» коллекцию еще одной книжкой, рождения литературного шедевра не случилось…
Надежда Щербакова,
Фонтанка.ру
«Адмиралъ» в новеллизации
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ