Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Тим Райс: «Играю в крикет, пишу «Щелкунчика»…

Тим Райс: «Играю в крикет, пишу «Щелкунчика»…

654
Михаил Садчиков-мл.

В минувшие выходные в Петербурге побывал Тим Райс - страстный игрок, продюсер, автор либретто величайшего мюзикла ХХ века «Иисус Христос – суперстар», а также блистательных мюзиклов «Эвита», «Шахматы», «Красавица и чудовище», обладатель трех премий «Оскар», а также «Тони», «Грэмми», поэт, работавший с Фредди Меркьюри, Элтоном Джоном, Мадонной…В Северную столицу он приезжал...играть в крикет. И в перерывах любезно ответил на вопросы обозревателя «Фонтанки».

В минувшие выходные в Михайловском саду Русского музея впервые за последние 90 лет прошел дружеский матч по крикету. Одну из команд, в которую вошли английские дипломаты, бизнесмены и студенты, проживающие в России, возглавил Генеральный Консул Великобритании г-н Уильям Эллиотт. Главой приехавшей в наш город британской команды стал не кто иной, как сэр Тим Райс – страстный игрок, продюсер, автор либретто величайшего мюзикла ХХ века «Иисус Христос – суперстар», а также блистательных мюзиклов «Эвита», «Шахматы», «Красавица и чудовище», обладатель трех премий «Оскар», а также «Тони», «Грэмми», полученных им за работу в кинодраме «Эвита», мультипликационных фильмах «Аладдин», «Король Лев», «Царь Давид», поэт, работавший с Фредди Меркьюри, Элтоном Джоном, Мадонной… В перерывах матча по крикету 63-летний сэр Тимоти-Майлс Бинтон Райс, несмотря на вполне объяснимую усталость (два часа он, словно юноша, бросал мяч, орудовал битой, подбирал мячи), любезно ответил на вопросы обозревателя «Фонтанки».

- Сэр Тим Райс, расскажите, кто из выдающихся англичан, кроме вас, еще играл в крикет?

- Проще сказать, кто не играл. Многие писатели, актеры, музыканты увлекались крикетом. Это же не просто игра, а часть нашей культуры, к тому же в крикет можно играть практически в любом возрасте, в том числе за 60 и даже за 70. Ваш покорный слуга – тому пример. А начинал я играть в крикет в пять-шесть лет… Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойль, Самюэль Беккет, Гарольд Пинтер писали об игре в крикет в своих литературных произведениях.

- У вас ведь вместе со знаменитым композитором Эндрю Ллойдом Вебером тоже есть произведение под названием «Крикет»…

- Спасибо, что вспомнили! Да, мы с Эндрю тоже не удержались от соблазна написать что-то о любимой игре и в пору нашей молодости создали не только мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда», но и 20-минутную симфоническую фантазию «Крикет». Это очень маленькое произведение, которое исполняется в интимной, даже приватной обстановке. Никогда профессионально эта вещь не исполнялась.

- Как вам играется на газоне Михайловского сада?

- В Великобритании игры в крикет часто проводятся на газонах перед замками и дворцами. Газон Михайловского сада как раз из этой серии. Как объяснил Генеральный консул Великобритании в Петербурге мистер Уильям Эллиот, последний раз в Петербурге играли в крикет перед революцией 1917 года. Тогда в вашем городе жили и работали многие англичане, приезжало немало моряков. У англичан было четыре команды, они играли в футбол и крикет. После революции футбол уцелел, а насчет крикета последовал вердикт – слишком аристократичная, буржуазная игра.

Газон Михайловского сада рядом с Русским музеем – красивое и удобное место для игры в крикет. Мы с бывшим капитаном английской сборной по крикету Аланом Лэмбом и другими игроками нашей команды даже подумали, что газон этот был специально создан для проведения матчей по крикету! Для нас большая честь и большая удача, что мы можем здесь играть. Впервые я приехал в ваш город в 1995 году просто как турист – несколько дней провел в экскурсиях по замечательным дворцам и музеям, и, честно говоря, представить не мог, что когда-нибудь выведу на петербургские просторы свою команду, в которую входят представители английской музыкальной и киноиндустрии, выдающиеся в прошлом спортсмены. Спасибо Русскому музею за его доброжелательное отношение и гостеприимство! Уже тридцать пять лет я играю в крикет за различные команды звезд (разумеется, это любительские сборные). Мы играли в Англии, Америке, Южной Африке, Германии, Эстонии, и теперь вот добрались до России.

- Сэр Тим Райс, вы согласны с мнением, что крикет – игра аристократов?

- Нет, конечно. Она намного демократичней, чем тот же гольф. Играют две команды, в каждой по 11 игроков. И моя команда, приехавшая в Петербург, не аристократична. В ней же все - крестьяне (смеются и он сам, и игроки. – прим. авт.). Но это не мешает нам выигрывать у аристократов… Крикет - это очень длинная история. В Англии одна игра, бывает, продолжается пять дней. В Питере мы играли два часа плюс еще два часа – так это очень короткая игра.

- Осенью прошлого года вы посетили Москву, чтобы встретиться с режиссером Андреем Кончаловским… Правда, что вы вместе работаете над музыкальным фильмом «Щелкунчик»?

- Фильм будет готов уже в будущем году. Я немного переработал традиционный сюжет, вас ждет новая версия истории «Щелкунчика», в фильме будет много спецэффектов. Я написал несколько стихотворений на музыку Петра Чайковского… Мне очень хорошо работается, потому что мой соавтор никогда не звонит мне и не жалуется, что я сделал что-то не то (улыбается. – прим. авт.). Дело в том, что композиторы сейчас предпочитают писать слова сами, а Чайковский в этом плане очень комфортный автор, и, главное, что мелодии у него замечательные.

- Это будет мультфильм?

- Нет, полнометражный художественный фильм, со всевозможными спецэффектами, где будут сниматься очень хорошие артисты с Бродвея. Замечательный режиссер - Андрей Кончаловский, его жена актриса Юлия Высоцкая тоже занята в проекте.

- Крикет вам помогает писать стихи, либретто?

- Это просто хорошее хобби, занимаясь которым, я отдыхаю. Совершенно отличное от моей профессиональной деятельности, что требует уединенности, кабинетного образа жизни.

- Как вы, не имея литературного образования, поднялись до таких высот в поэзии и драматургии?

- У Льва Толстого тоже не было специального образования (улыбается). Я получил замечательное образование в школьные годы, мы изучали современные театральные постановки. И, конечно, я очень много читал…

- Какую музыку вы слушаете сами?

- В молодости увлекался «Битлз», «Роллинг Стоунз», рок-н-роллами Чака Берри, Элвиса Пресли. Сейчас переключился на классику. Люблю Мендельсона, Чайковского.

- На каком-нибудь инструменте сами играете?

- Совсем чуть-чуть на фортепиано. Я ведь не профессиональный музыкант, но я люблю петь. Это помогает в написании текстов.

- Вы ведь когда-то сами пели, есть ваши записи на пластинках…

- И сейчас продолжаю это делать. Но пою рок-н-ролл - в компании друзей.

- Как вы оцениваете музыкальную жизнь в России и слышали ли что-то о русской популярной музыке?

- Честно говоря, я не только вашу поп-музыку, но и западную почти не слушаю. А вот великая русская академическая музыка мне хорошо известна и мной любима: Чайковский, Стравинский, Прокофьев, Римский-Корсаков…

- Грандиозный успех вашей рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» привел когда-то в шок многих представителей классического оперного искусства!

- Мы просто пытались высказаться тем музыкальным языком, который знали и любили. Я думаю, «Иисус Христос» достаточно типичная музыка, даже обычная, никакой эпатажности там нет. И либретто - дань традициям. Библейские темы всегда хорошо ложатся на музыку. Немало мюзиклов основываются на священных историях.

- Как гласят музыкальные энциклопедии, вы расстались с Эндрю Ллойд Вебером еще в конце 70-х, после истории с арией «Memory» из мюзикла «Cat’s»… Говорят, вы обиделись, что в окончательный вариант «Кошек» вошла не ваша версия «Memory», а текст, написанный режиссером Тревором Нанном!

- Я не писал «Мemory»...

- Но мы знаем то, что у вас была своя версия этой арии…

- Да, я сделал один вариант, но директор шоу написал свои собственные слова, и их использовали.

- А ваша версия затерялась?

- Где-то существует, наверное, можно поискать в Интернете.

- В мировой прокат на днях вышел киномюзикл «Мамма Мiа» (в России он появится осенью) на основе песен группы «АББА»… Как вам фильм?

- Очень хороший, замечательный. Я только вчера говорил по телефону с Бенни (Бенни Андерсен – легендарный композитор и участник группы «АББА», в содружестве с которым Тим Райс написал мюзикл «Шахматы». – прим. авт.), поздравил с премьерой.

- Как вы относитесь к экранизациям мюзиклов?

- Иногда они удаются. Но все-таки мюзиклы - жанр, прежде всего, театральный.

- Что скажете о Мадонне, исполнившей главную роль в фильме «Эвита»?

- Мадонна прекрасна, замечательна, с ней очень интересно работать, жаль, мы не видимся каждый день (смеется).

- А Антонио Бандерас?

- А вот его я не знаю, как человека, хотя в фильме «Эвита» он действительно хорош.

- Кто лучший актер в ваших мюзиклах?

- (Задумался). Эвиту на театральной сцене блистательно играла Элен Пейж.

- Как вы оцениваете мюзиклы, написанные по мотивам уже отзвучавших хитов?

- Некоторые из них великолепные, другие - отвратительные. Все зависит не только от песен, но и от сюжета. В свое время я написал либретто к мюзиклу «ХитКлифф» по мотивам лучших мелодий одного из моих любимых певцов Клиффа Ричарда, и этот проект был очень успешным.

- Расскажите о вашем сотрудничестве с Фредди Меркьюри. В России он до сих пор любим. Был ведь и мюзикл по мотивам песен группы «Queen»?

- Фредди - очень приятный человек. Жаль, я написал только две песни для него, для альбома «Барселона». Мы встретились уже в конце его жизненного пути, и если бы только он пожил еще немного, то, конечно, создали бы оперу.

- А о Поле Маккартни что скажете?

- Ничего такого о нем я не знаю.

- Разве вы не работали с ним?

- Да, написал слова для нескольких песен много-много лет назад, и работали мы очень мало.

- Вы обладатель трех «Оскаров». Какие чувства вы испытывали при получении этих высоких наград?

- Ой, не помню! Это, конечно, очень приятно, хорошо, но по большому счету – не так важно.

- Сэр Тим Райс, можете ли вы подтвердить информацию, что лорд Эндрю Вебер работает над мюзиклом «Мастер и Маргарита»?

- Да, Эндрю хочет сделать это. Он спросил меня: хочу ли я участвовать в таком проекте? Я сказал, что должен внимательно прочитать роман, взял паузу. Прочел книгу, она очень интересна… Но потом Эндрю изменил свою позицию: «Нет, мне не нужны соавторы, я сам сделаю это!». И вот пишет сам. Но в настоящий момент, насколько мне известно, он приостановил работу над этим проектом.

- Извините, а у вас сейчас наладились отношения?

- Да, конечно.

- Не жалеете ли о том, что в 1978 году вы разошлись, тем самым обделив всех нас, любителей мюзиклов, своими нерожденными произведениями?

- Тогда он ставил «Кошек», был увлечен чем-то другим, вот мы и расстались. Но я считаю своей большой удачей то, что работал с другими выдающимися композиторами – Элтоном Джоном, Бенни Андерсеном, Бьерном Ульвесом…

- Можно ли предположить, что вы еще поработаете вместе с Вебером?

- Может быть. Он сейчас взялся за «Фантом в опере-2». Мы говорили и об этом, но я не хочу этим заниматься. Я даже не хотел делать «Фантом оперы-1», а уж «два» - тем более.

- Расскажите про свои новые проекты.

- Новый проект будет называться «Макиавелли», мы работаем вместе с Бенни Андерсоном и Бьерном Ульвесом (шведские композиторы, в прошлом участники группы «АББА». – прим. авт.).

- А в мультипликации вы продолжаете творить?

- Нет, этот период у меня уже прошел. Все было очень успешно и хорошо, но сейчас мне хочется сделать что-то другое.

- Вам сейчас легко пишется?

- Если есть хорошая идея, то пишется достаточно просто. Но всегда трудно что-то придумать стоящее. Кроме того, сейчас я очень занят семьей, другими нетворческими проблемами…

- Как вы думаете, почему в России мюзиклы не приживаются?

- Глядя из Лондона, трудно судить о проблемах вашей культурной жизни. Наверное, нужно время, чтобы мюзиклы вошли в культуру России. Хотя я был на кастинге мюзикла «Красавица и чудовище» в Москве и услышал вполне достойных артистов.

- Русская тема могла бы стать темой для общемирового мюзикла?

- Уже стала. Мой мюзикл «Шахматы» - это же все о России, о русских. О периоде холодной войны СССР и США. Он, кстати, не потерял актуальность - не так давно возобновлен на театральной сцене в Стокгольме.

- В каких странах мира идут сейчас ваши мюзиклы?

- Я даже не знаю. Везде, наверное…

- Какое будущее ждет жанр мюзикла?

- (смеется). А у вас на этот счет какое мнение?

- Мне кажется, ваш жанр переживает кризис…

- Нет, я не думаю, что это кризис жанра. Просто надо понимать, что хорошие мюзиклы часто не рождаются.

- Несколько лет назад в медиа прошла информация, что вместе с Полом Маккартни, Стингом, Элтоном Джоном вы вели борьбу за сохранения ежей в Шотландии… Увенчалась ли эта борьба успехом?

- Я не знаю, откуда пошла эта история. У меня есть дом в Шотландии, и действительно в тех краях очень много ежей. Местные жители пытались с ними бороться, а я сказал: «Давайте переселим всех ежей, которые вам мешают, ко мне в поместье!».

- Так это была ваша идея?

- Нет, я сказал это в шутку. Дело в том, что все репортеры - большие выдумщики. Они сказали мне: «Если вам так жалко этих ежей, почему бы вам не перевезти их к себе?». Я ответил: «Да, да, давайте!» А что мне оставалось? Но, насколько я знаю, ни одного ежа так никуда и не перевезли.

- Вы приехали в Россию со своей семьей?

- Нет, сейчас путешествую один.

- Чем занимаются трое ваших детей?

- Младшая учится в школе, один сын писатель – пишет очень хорошие рассказы и имеет большой успех в Англии, а другой сын работает в киноиндустрии – будет режиссером.

- Вашим детям нравились ваши мультики «Аладдин», «Король Лев»?

- Мне и самому нравятся. До сих пор люблю смотреть мультики. Младшей дочке только девять лет, и она обожает мультики.

- Вы в Петербурге во второй раз?

- В третий. В 1995 году был как турист, а в прошлом году приезжал на три дня, чтобы просто посетить концерт «Роллинг Стоунз» на Дворцовой площади.

- Каким ветром вас занесло на «роллингов»?

- Мне очень нравится их музыка. Я и в Варшаве был на их концерте…

- Кто из «роллингов» ваш друг?

- Я всех знаю, со всеми дружу.

- Как вам фильм Мартина Скорсезе «Роллинг Стоунз. Да будет свет»?

- Еще не посмотрел. Живу в предвкушении.

- В вашем мюзикле «Шахматы» представители страны Советов порой выглядят карикатурными персонажами… А какие впечатления у вас о современной России?

- Мне нравится у вас. И ваша многовековая культура богатейшая, и люди очень интересные.

- Несколько лет назад в Англии вышел первый том ваших мемуаров – о годах вашей юности… А второй - готовится?

- Второй том будет немножко попозже, потому что сейчас я очень занят, и мне не хочется погружаться в мемуаристику.

- Как относитесь к идее издания ваших мемуаров на русском языке?

- Если кто-нибудь возьмется за это, переведет, я - только «за».

Михаил Садчиков,
Фонтанка. ру

Фото М.Садчикова-младшего

1 из 3
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях