Смольный не против борьбы с коррупцией. Но у него, видимо, есть свои понятия об этой беде. Поэтому он заступается за «своих». Юристы исполнительной власти не считают, что для предотвращения «казнокрадства» нужно лишать глав районов и руководителей отраслевых комитетов статуса «лиц, замещающих госдолжность» и переводить их в простые госслужащие. И уверяют, что и без этого контроль за чиновниками более чем достаточный.
Выступление юристов Смольного стало ответом на появившийся недавно законопроект петербургского депутата Юрия Карпенко, который предложил понизить статус глав районов и руководителей комитетов до простых госслужащих. Он разработал документ, вносящий изменения в закон «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга» и в закон «О государственной гражданской службе». Суть документа проста: оставив губернатора и вице-губернаторов в статусе лиц, «замещающих госдолжности», парламентарий предлагает перевести из такой же категории глав районов и руководителей комитетов в простые госслужащие. Разницу между просто госслужащим и вот таким «лицом», которое почему-то «замещает госдолжность», кроме юристов и чиновников, мало кто понимает. А разница, по мнению депутата, заключается в том, что чиновники подпадают под контроль и ограничения, прописанные в федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а те самые «лица, замещающие...» - нет. А ограничения по документу более, чем серьезные. Помимо обязательного служебного контракта и регламента деятельности, они устанавливают следующие возможности:
- увольнение со службы по причине непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
- запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
- запрет на выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок;
- запрет на использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения;
- запрет на использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
- запрет на использование должностных полномочий в интересах политических партий и публичное выражение отношения к указанным партиям в качестве гражданского служащего;
- запрет в течение двух лет после увольнения со службы поступать на работу в коммерческие структуры в том случае, если отдельные функции управления этими структурами, организациями непосредственно входили в их должностные обязанности;
- запрет на замещение должности по достижении возраста 65 лет.
Однако юристы исполнительной власти не согласны с тем, что главы районов и руководители отраслевых комитетов такие уж самостоятельные и бесконтрольные. Даже на претензии Карпенко к произошедшим недавно кадровым перестановкам Смольный ответил сухо-официально. Депутат говорил о том, что изменение статуса чиновников не позволит им в течение двух лет после увольнения работать в той же сфере, а тем более с родственниками. Приводил примеры, в частности, назначение экс-председателя Комитета по транспорту Александра Дацюка руководителем «Пассажиравтотранса», где работает его сын. В ответ Смольный заявил, мол, может он там работать. Потому что Дацюк не был госслужащим, требования закона о госслужбе на него не распространяются. Как раз таки потому, что он является лицом, замещающим госдолжность. Как будто юристы признают: раз такой порядок по закону возможен, то это и нормально. Депутат же говорил о том, что такие назначения — это неправильно, дико и по-своему коррупционно.
Согласно справке, предоставленной Смольным в ответ на законопроект Карпенко, у этих чиновников и без статуса госслужащих есть масса ограничений. Во-первых, трудовые отношения с главами администраций районов и руководителями отраслевых исполнительных органов возникают на основании трудового договора, заключаемого с губернатором города. Двусторонний характер трудового договора предполагает ответственность обеих сторон, а обязанности работника предусмотрены Трудовым кодексом РФ и положениями, утвержденными постановлениями правительства Петербурга. В соответствии с ними принимаются дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его обязанностей.
Во-вторых, у чиновников есть запреты и ограничения. И то, что они не прописаны в одном общем законе, как это действует в случае с государственными гражданским служащими, не говорит об их отсутствии. Например, по закону «О политических партиях» лица, замещающие государственные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной партии. А также они обязаны ежегодного представлять сведения о своих доходах и имуществе. «Никаким особым статусом главы администраций районов и председатели комитетов не обладают», - заверяют в Смольном.
В-третьих, никто чиновников по своему усмотрению «целевым образом» не назначает. Юристы сообщают, что соответствующие кадровые решения принимаются коллегиально всеми членами городского правительства, 8 из 15 которых – вице-губернаторы. А они утверждаются депутатами ЗакСа, избранными народом... по политическим спискам региональных отделений партий. Правительство, в свою очередь, и контролирует деятельность чиновников.
Но самое главное, по мнению юристов, то, что особый контроль председатели и главы ощущают в части финансовой деятельности. Так как эти структуры исполнительной власти города проверяются и прокуратурой города, и Контрольно-счетной палатой Петербурга.
В заключение приведенных доводов Смольный сообщает, что общественный контроль за деятельностью лиц, замещающих госдолжности, никто никогда не отменял. Так, во всех районах города созданы коллегии, в которые, в том числе, входят руководители территориальных отделов федеральных органов власти; руководители органов МСУ и подведомственных им предприятий и учреждений. А в комитетах создаются рабочие группы, комиссии, коллегии, научно-консультативные и экспертные советы из общественных деятелей, представителей предприятий, учреждений и организаций.
«Все обращения жителей Петербурга, содержащие жалобы или претензии в отношении руководителей исполнительных органов и направляемые в адрес губернатора Санкт-Петербурга или членов правительства Санкт-Петербурга, рассматриваются самым тщательным образом. При подтверждении изложенных заявителями фактов обращения берутся на личный контроль губернатором или вице-губернаторами Санкт-Петербурга до принятия мер, необходимых для разрешения проблемной ситуации. Можно сделать вывод о наличии достаточно сложного и многоступенчатого контроля над деятельностью лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга (председателей комитетов и глав администраций районов)», - заявили специалисты.
Иной реакции и иных ответов, кроме как разъяснения существующего порядка деятельности, от Смольного, по всей видимости, можно было не ждать. И, может быть, идея Карпенко на самом деле абсурдна и нереальна. Другое дело, что Смольный уверен в том, что существующая система — лучшее из возможного и менять ничего не надо. А вот о том, как в итоге все-таки бороться с коррупцией, не сказано ни слова. Может, ее, правда, в органах исполнительной власти города просто нет. По крайней мере, похоже, в «желтом доме» в это верят.
Александра Медведева
Фонтанка.ру
Борьба с коррупцией по-питерски. Часть вторая
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ