Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество В милицию - с диктофоном

В милицию - с диктофоном

166

Подозреваемые в совершении административного правонарушения, а также иные участники дела получили право вести аудиозапись всего разбирательства. В первую очередь эта норма должна понравиться оппозиционерам, которые в последнее время стали частыми гостями отделов милиции, судов и судебных участков.

Подозреваемые в совершении административных правонарушений, а также иные участники дела (потерпевший, свидетели и пр.), с 15 декабря вправе будут вести аудиозапись всего разбирательства. Для этого не потребуется согласия должностного лица (например, милиционера) или судьи – они не вправе запрещать вести аудиозапись. В то же время фотосъемка, видеозапись, а также трансляция открытого рассмотрения дела допускаются с разрешения судьи или соответствующего органа.Такая поправка в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях была внесена 1 декабря.

Аналогичная норма содержится в Гражданском процессуальном кодексе РФ уже много лет. Поэтому внесенные поправки в первую очередь касаются дел, рассматриваемых уполномоченными должностными лицами – органов внутренних дел, ГИБДД, налоговой инспекции, пожарного надзора, антимонопольной службы, рыбоохраны и т.д. «В Комитете Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству неоднократно ставился вопрос об обеспечении гласности при рассмотрении дел об административных правонарушениях, о правах лиц, участвующих в этих делах и лиц, присутствующих при их рассмотрении, на фиксацию хода их разбирательства, – констатирует один из разработчиков поправок, председатель комитета Владимир Плигин. – К нам поступают сведения о том, что в ряде случаев лицам, участвующим в деле, препятствуют в фиксации хода разбирательства, ссылаясь на неурегулированность этого вопроса в Кодексе».

Однако открытым остается вопрос возможности видеозаписи рассмотрения дела, которая может иметь существенное значение для защиты граждан от произвола. Внесенные поправки оставляют право должностным лицам разрешать или запрещать работу камеры, не определяя оснований для принятия того или иного решения, не обязывая фиксировать его в протоколе или давать соответствующее обоснование.

Впервые норма о фото- и телесъемке появилась в Арбитражном процессуальном кодексе РФ в 1995 году и в течение многих лет добросовестно применялась судьями исключительно для обеспечения порядка в зале. «В отличие от диктофонов, фотовспышки, яркие лампы телекамер, а также снующие операторы нарушают порядок, – рассказал журналисту «Фонтанки» руководитель одной из судебных инстанций. – Поэтому председательствующий вправе ограничить съемки, например, определив место, где должна стоять камера. Арбитражный суд никогда не запрещал журналистами вести съемку в зале суда».
В судах общей юрисдикции правом вести аудиозапись обладают, в принципе, все желающие, если заседание открытое — такая норма содержится как в Уголовном кодексе, так и в Гражданском. А теле- и фотосъемка ведется по разрешению судьи. Бывает, что съемку запрещают. Мотивировка обычно обтекаема — это якобы мешает вести процесс.

Еще в июне, выступая на съезде Гильдии судебных репортеров, Владимир Плигин и заместитель председателя Верховного Суда России Владимир Радченко пообещали исключить спорную норму и разрешить журналистам видеосъемку без получения чьего-либо одобрения. Но, спустя всего три месяца, Владимир Плигин внес законопроект, устанавливающий прямо противоположный порядок.

Антон Одынец,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях