На дворе – глубокая осень. А масштабные фасадные работы в центре Петербурга не прекращаются. Возникает ощущение, что ремонтируется всё и сразу, и вопрос: не влияют ли взятые реставраторами темпы и погодные условия на качество работ? Ответить на него «Фонтанка» попросила Андрея Михайленко, члена Cоюза реставраторов Петербурга и генерального директора компании «Акме-Дек». Именно эта фирма в прошлом году выиграла тендер на разработку необходимых методик и технологий по фасадной реставрационной программе 2007 года.
- Описанное вами ощущение возникает по простой причине - губернаторская программа по ремонту и реставрации фасадов взяла в основу принцип, который я готов только поддержать. Делаются не отдельные здания, а сразу целые улицы, находящиеся в центре города. На них в первую очередь обращают внимание наши гости. А дальше возникает интересная ситуация – на этих улицах стоят и памятники, и вновь выявленные объекты культурного наследия, и простые дома. Одновременно на фасадах работают и реставраторы, и обычные ремонтные службы. Прохожие, обращающие внимание на то, как всё делается, не всегда могут понять, кто именно работает (реставраторы или ремонтники) и правильно ли все делается. Фасадные работы имеют свою технологию.
Вот, например, на лесах просто никого нет – это правильно или нет? На самом деле вполне возможно, что правильно. После нанесения больших объемов штукатурки нельзя сразу приниматься за другие работы, и леса вполне могут некоторое время пустовать. В Союзе реставраторов мы проводим политику, которая предъявляет определенные требования к реставрационным работам. Мы не говорим о соответствии технологий – это само собой разумеется. Есть требования о лесах, на которых мы работаем, как они должны быть поставлены, укрыты, с тем, чтобы хотя бы на уровне обывателя было понятно, что работают именно реставрационные фирмы. На самом деле и реставраторы, и ремонтники мотивированы повышать уровень своей работы – программа-то продолжается, и заказы получать хочется. Все же видно. Если есть фасад, который простоял два года, и на нем проявились следы разрушения, то это же будет замечено. Не обывателем, так профессионалом. Если не менять подход к качеству работ, то фирме придется за это отвечать.
- Сколько должен простоять сделанный реставраторами фасад?
- У нас в контрактах присутствует 5-летний срок гарантии, несмотря на то, что реставраторы находятся в сложном положении из-за загрязнения фасадов. Количество машин растет. Уборка территории и тротуаров делается способами, которые сложно назвать щадящими. Кислота, соли – сколько всего этого выкидывается на наши дороги. Они испаряются, они разбрызгиваются. Например, на набережную Кутузова просто страшно смотреть. Весной и зимой, во время оттепелей, до третьего этажа здания покрываются грязью. А отвечать приходится реставраторам.
- Нет ощущения, что, взявшись за предложенные городом объемы работ, и приняв предложенные сроки, реставрационные фирмы переоценили свои силы?
- В этом году впервые в фасадной программе введен новый подход. Раньше все строилось по принципу – работы начали весной, осенью должны закончить. Сейчас появились сложные объекты, которые были «расписаны» на два года. Может быть, эти объекты получат и трехлетний период – в зависимости от тех проблем, которые будут выявлены. КГИОП пошел на это, хотя, для комитета это было непросто - бюджет в любом случае выделяется на год. Сейчас есть немаленький перечень объектов, которые останутся в лесах на будущий год. Это, например, Каменноостровский проспект, 26-28 - Дом Кирова.
Это уникальный памятник по сложности архитектуры. Фасадчики специально не выставляли леса на весь объем, так как дом жилой. Кинотеатр «Родина», на Караванной, 12, насколько мне известно, предполагался на 2 года. Площадь фасада там небольшая, но верхняя часть в аварийном состоянии. Угол Садовой 55 и Вознесенского, здание администрации, также стоит в программе на 2 года. Аварийные зоны на этом фасаде потребуют поистине хирургического вмешательства. Замечательно, что КГИОП не загонял все это в рамки одного года – объем работ там очень большой. Таких адресов немало.
- А как с квалификацией работников? Ведь иногда, проходя мимо объектов, услышать русскую речь очень нелегко. Вряд ли всех этих людей обучали как реставраторов?
- Понятие квалификации можно рассматривать с разных точек. Если объектом реставрации заведует специалист, который понимает методику работы, то у него вовсе не должно работать 100 процентов реставраторов в подчинении. Объект просто должен быть четко разложен на работы, которые требуют высокой квалификации, потому что, если, например, на фасаде встречается скульптура, то на него подсобника или молодого человека, который только что закончил лицей, не поставить. Полный спектр работ он делать не может. Но если не вовлекать в этот процесс молодежь, которая живет в этом городе, то, значит, работы будут делать «пришлые» фирмы. Молодежь, которая приходит сейчас в реставрацию, есть. Понимая при этом сложность и многотрудность этого процесса. Оздоровление финансовой составляющей дает надежду, что будет приходить и дальше. Если это сохранится в течение долгого времени, то все будет выполняться уже руками молодежи, пришедшей сейчас, и не будет необходимости даже на ремонтных работах на фасадах сталкиваться с приезжими, которые так или иначе в нашем городе работают, получая разрешения на работу, на проживание.
- Или не получая…
- Или не получая. Но, то количество штрафов, которое уже в этом году собрано за использование нелегалов, измеряется миллионами. Рычаг серьезный, и рано или поздно этот регулятор будет оказывать влияние. Понятно, что всегда можно что-то обойти, кто-то всегда будет работать по принципу экономии, по принципу ухода от налогов, но серьезные фирмы на это не пойдут.
- Какова современная методика установки лесов? Пугает картина, когда они «вбиваются» в стены памятников. Это нормально?
- Нет понятия методика, есть понятие норма. Есть некая конструкция, которая должна быть зафиксирована на плоскости фасада с определенным шагом точек крепления. Их количество - нормативный показатель. Памятник это или нет, а конструкцию нужно закрепить. Тогда на этих лесах можно вести работу, там могут находиться люди. Если сознательно уменьшать их количество, то тогда реставрацию просто нельзя будет вести. Иногда на памятниках возникает такая ситуация, что искусственно задается задача обеспечить минимальный контакт. Когда мы делали шпиль Петропавловского собора, то у нас в условиях контракта стояло, что леса вообще не должны опираться на конструкцию собора и шпиля. Но на этапе разработки проекта нам пришлось эти точки крепления ввести. Иначе задача была нереальна с точки зрения разумности происходящего. Конечно, можно рядом построить небоскреб, и спускать оттуда людей, поставить мачты и подъемники… Но нельзя загонять таким образом работу в тупик. А вот когда леса снимаются, то есть технология, которая позволяет с тем же качеством эти монтажные отверстия для точек крепления закрыть. Фактически это вообще не предмет рассмотрения. Проблема противоположная - в облегченных лесах, которые используются на рынке ремонта. Вот на это страшно смотреть. Это то, против чего выступает Союз реставраторов.
- Союз реставраторов как-то может влиять на качество работ?
- У нас есть внутренняя комиссия, она сформирована в прошлом году. Эта комиссия в прошлом году совершала 4 объезда. Результаты – отчет, внутренний документ, который выносится на обсуждение членов союза реставраторов. Специалисты видят все ошибки, которые могут не броситься в глаза даже официальным проверяющим. Мы собираемся за одним столом, смотрим глаза в глаза, в такой ситуации трудно игнорировать претензии. К тому же дальнейшее получение работы для «проштрафившейся» фирмы будет стоять под знаком вопроса. Доступа к рынку фасадных работ, там где тендеры выигрывают члены Союза реставраторов, и решают, кого подтянуть из «своих» на выполнение проекта, не будет. Понимание качества должно быть одним для всех.
- А есть такая практика, что фирмы Союза зовут «на помощь» друг друга?
- Конечно, если объем задач превышает возможности генподрядчика, то он может пригласить коллег. Есть фирмы с небольшим оборотом, которым просто не получить доступ к серьезным заказам. Процентов на 80 сегмент питерских фирм, занимающихся реставрацией, представлен в Союзе. Те же 80 процентов заказа в среднем по итогам тендеров попадают к фирмам Союза.
- Какие еще есть трудности у реставраторов?
- Одна из них связана с разделением ответственности комитетов в Петербурге. Ситуация, когда КГИОП выделяет деньги на фасады, а кровля остается на балансе Жилищного комитета, вызывает массу проблем. Такая проблема сейчас есть в Аничковом дворце. Там есть карнизы с большим выносом, и из-за того, что кровля и стропила в прогнившем состоянии, происходит намокание этой карнизной части. Всё это сказывается на состоянии фасадов. Если ставится задача по фасадам отдельно, хотя бы без ремонта выходящего на фасады ската, то работа зачастую оказывается бессмысленна. Проблема остается внутри. Эта задача как-то должна решаться при взаимодействии комитетов. Та же история с мытьем фасадов, которое ведет жилищный комитет. Понятно, что если отреставрированные фасады памятников просто облить водой, то ничего хорошего это им не принесет. Есть специальная методика ухода за фасадами. Но для того, чтобы в Жилищном комитете её использовали, нужно создавать целую программу на уровне города.
Беседовал Михаил Гончаров,
фото Валерии Петровой
Фонтанка.ру
Реставраторы фасадов не переоценивают свои силы
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ