Одобренные 9 октября поправки к закону об ОСАГО должны стимулировать страховщиков уважать клиента. Именно от своей компании пострадавший в ДТП автовладелец будет требовать компенсации, а за задержку выплаты – взыскивать пени из расчета почти 50 процентов годовых. Оформлять происшествие можно будет без вызова ГИБДД и аварийного комиссара.
В целом законопроект, который был принят в первом чтении 9 октября, направлен на устранение имеющихся в действующем законе противоречий, на защиту интересов автовладельцев, а также пассажиров и пешеходов. Не должен он оказаться обременительным и для добросовестных страховых компаний. Хотя отмена действующего общего лимита выплат (400 тысяч рублей по одному случаю) позволит требовать увеличения тарифов.
Моя компания – моя крепость
Если предложенные правительством России поправки будут приняты и вступят в силу, потерпевший (например, хозяин автомобиля, признанный невиновным в ДТП) имеет право предъявить требование о возмещении вреда непосредственно страховой компании, с которым заключен договор ОСАГО. Но только если в происшествии никто не пострадал (вред причинен исключительно имуществу), а другие его участники также имеют полисы ОСАГО.
Изменение порядка выплаты стимулирует работу страховщиков. Сейчас клиенту безразлично, как выписавшая полис компания исполняет свои обязательства – добиваться выплаты вынужден не он, а пострадавший. И даже если за прошедший год фирма многократно и даже злонамеренно нарушала права обратившихся за получением выплат потерпевших, клиенту будет выгодно продлить контракт.
Предложенный порядок отчасти напоминает страхование не ответственности, а обычное «каско» (только, разумеется, без риска угона или повреждения по собственной вине). Автовладелец будет иметь дело с выбранной им компанией, а не фирмой X. Соответственно, страховщики вынуждены будут думать и об удобстве клиентов, и оперативности выплат, и своей репутации. Причем выплаченную клиенту сумму компания взыщет с той, которая оформляла полис виновнику ДТП.
Сами с протоколом
Вводится также жесткая ответственность за задержку выплат. За каждый день просрочки клиент или потерпевший будет получать 1/75 ставки Банка России, т.е. 0,13 процента или 48,7 процента годовых. Еще в 2005 году Конституционный Суд России пришел к выводу, что государство обязано установить ответственность страховщика, что «позволит стимулировать своевременное исполнение им своих обязанностей и значительно снизить вероятность нарушения прав потерпевшего».
Также в ряде случаев водители смогут сами оформлять ДТП, не утруждаясь вызывать автоинспекцию. Упрощенный порядок возможен при отсутствии пострадавших (жизни и здоровью водителей и пассажиров не был причинен ущерб), если зафиксированное в извещении расположение транспортных средств не вызывает разногласий, а владельцы согласны, что сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей (1000 долларов). Закон не определяет, надо ли в такой ситуации вызывать представителя страховой компании (аварийного комиссара). Порядок уведомления о ДТП может быть предусмотрен договором, а иные особенности упрощенной процедуры оформления происшествия должно будет установить правительство России.
Разумеется, фактически бесконтрольная фиксация страхового случая может способствовать мошенникам. Например, если у одного из участников есть полис «Каско», а не только ОСАГО, по договоренности он сможет взять вину на себя – в такой ситуации компании возместят нанесенный ущерб обоим автомобилям. Но только в пределах той же тысячи долларов.
Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам считает необходимым снизить этот лимит: «Вряд ли можно считать целесообразным на первоначальном этапе упрощенного урегулирования убытков устанавливать сумму, соизмеримую с размером средних выплат по стране, которая сегодня составляет 23 тысячи рублей по каждому страховому случаю. Видится, что вначале на практике необходимо отработать законодательные нововведения, а затем поэтапно повышать сумму», – заключает председатель комитета депутат Владислав Резник.
15 минут страха – и, может быть, ты на работе
Отменяется установленный действующим законом лимит на выплату возмещения – 400 тысяч рублей в целом и не более 240 тысяч рублей всем потерпевшим (в части возмещения причиненного жизни или здоровью вреда), даже если лихач сбил десять пешеходов. Теперь каждый пострадавший сможет получить до 160 тысяч рублей, а компании придется выплачивать возмещение, не зависимо от числа страховых случаев и количества потерпевших.
Предлагается также защитить пассажиров автобусов и других маршрутных транспортных средств. В частности, законопроект обязывает владельцев (в том числе маршруток) информировать пассажиров об их правах и обязанностях, вытекающих из договора ОСАГО. Порядок предоставления такой информации должно будет установить Министерство транспорта России.
В то же время багаж пассажиров лишается защиты. В предложенной редакции документа из перечня страховых рисков по ОСАГО исключаются случаи причинения водителем вреда перевозимому имуществу. «Вероятно, речь должна идти об имуществе, перевозимом водителем, – предполагает начальник правового управления Госдумы Григорий Ивлев. С этим замечанием согласен и Владислав Резник.
Павел Нетупский,
специально для Фонтанка.ру
Комиссар нам не нужен
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ