Награждением победителей и заключительным гала-концертом лауреатов в Большом зале Филармонии закончился Шестой международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.
Формально конкурс Образцовой не имеет отборочного тура. В него фактически превращается первый тур со всеми его «прелестями»: нынче зрителям-энтузиастам и авторитетному жюри пришлось выслушать 127 конкурсантов более чем из 10 стран. Это было похоже на мытьё песка золотоискателями «Дикого Запада»: авторитетнейшее жюри (куда, кроме самой Елены Образцовой, входили такие звёзды, как Криста Людвиг, Эва Мартон, Сильвия Шаш, Петер Дворский и другие) во время исполнения ни разу не остановило никого из соискателей – хотя, несомненно, иногда это стоило бы сделать.
Во второй тур (куда жюри в принципе могло пропустить сорок человек) прошли только 34 человека – и на этом этапе конкурс, без сомнения, стал более зрелищным и интересным. Хотя такие результаты косвенно свидетельствуют и о том, что средний уровень конкурсантов оказался недостаточно высок. Попутно конкурс высветил явные проблемы с мужскими голосами: если теноры во все времена были «дефицитом», то уж на недостаток баритонов, а особенно – басов, Россия никогда пожаловаться не могла! Таким образом, решение жюри не присуждать Первую премию среди мужских голосов выглядит вполне оправданным.
Насколько справедливы были все кулуарные слухи и толки среди самих конкурсантов, показал третий тур: буквально «протянутые за уши» на него Ларисой Гергиевой «академисты» Мариинки – баритон Владимир Целебровский с очень маленьким, «неоперным» и малоинтересным по тембру голосом и тенор Михаил Латышев с характерным тембром, явно не подходящим для первых партий, лауреатства не получили. А баритон с Украины Александр Стрюк – плотненький юноша этакого своеобразного «попсового» вида с огромным хвостом волос сзади и выбритыми бровями, который в арии Мазепы и в каватине Фигаро отчаянно сипел на верхних нотах, показал пестроту во всех регистрах и недостаточный объём голоса – тем не менее, получил Вторую премию.
Когда я увидел в буклете конкурса приветствие от президента Азербайджана Ильхама Алиева, то очень удивился. Ещё больше удивился, когда обнаружил среди наград конкурса специальные премии президента Республики Азербайджан. Но, учитывая всё вышеизложенное, никто уже не удивлялся, когда вторая премия была присуждена однофамилице президента, сопрано из Азербайджана Динаре Алиевой. Точнее, Алиева разделила Вторую премию с россиянкой Анной Маркаровой – и именно она, по мнению многих слушателей, заслуживала уж если не Гран-при, то Первой премии как минимум. Двадцативосьмилетняя меццо-сопрано пела в финале арию Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова и арию Эболи из вердиевского «Дон Карлоса». Оба произведения были исполнены ею с необычайным блеском; она продемонстрировала жюри и публике великолепную вокальную технику, прекрасное владение своим объёмным, выровненным во всех регистрах голосом, и замечательную музыкальность.
Ещё одной в высшей степени замечательной, исполнительски зрелой и абсолютно профессиональной (несмотря на двадцатипятилетний возраст) певицей была сопрано из России Екатерина Гончарова, вполне заслуженно удостоенная Первой премии.
Уровень заявленных на конкурс басов (в количестве всего девяти человек) из Армении, Казахстана, Китая, Украины и России оказался таков, что уже со второго тура россиянин Павел Шмулевич фактически соревновался сам с собой – и получил вполне заслуженную Вторую премию. Для баса он пока ещё молод – ему двадцать пять лет, и голос ещё «мяса не набрал», как говорится – но это артистичный, музыкальный и несомненно очень одарённый певец.
Из восемнадцати теноров до финала добрались только двое, но, в отличие от Михаила Латышева, вышедшего в финал скорее по досадному недоразумению (см. выше), юный Алексей Саяпин (ему 22 года) - очень многообещающий певец с ярким, интересным голосом – он получил Третью премию.
Сопрано из России Виктория Новикова, увы, в финал не прошла. У молодой певицы прекрасное драматическое сопрано с огромным потенциалом – казалось, что тесситурных ограничений для неё просто не существует. Во втором туре она великолепно спела арию Елизаветы из «Тангейзера», а высокий, почти колоратурный романс Рахманинова «Уж ты нива моя» исполнила с потрясающей легкостью на верхних нотах, музыкально и темпераментно. В общем, судя по всему, прекрасная будет певица – и совершенно непонятно решение жюри. Особенно если учесть, что Третья премия досталась Ксении Волковой – явно «деланной» драматической сопрано, которая с огромным трудом допела на третьем туре арии Баттерфляй («Мадам Баттерфляй» Пуччини) и Лизы из «Пиковой дамы». Последнюю арию (и арию Аиды) исполняла в финале и Оксана Зубко, и справилась с исполнительской задачей блестяще, без единого намёка на технические трудности: настоящее драматическое сопрано! Единственное, что приходит в голову по поводу решения жюри: Волкова – худая блондинка, а Зубко – крупная брюнетка; но мы же были не на конкурсе «Мисс вокалистка-2007»? Так что без каких-то «скрытых пружин» конкурс, к сожалению, всё-таки не обошёлся.
Хотя главная «пружина» выявилась уже с самого начала: конкурсанты и осведомлённые обо всём на свете меломаны в один голос твердили, что главная награда достанется восемнадцатилетней Юлии Лежнёвой, а на вопрос: «Почему?» отвечали: мол, нравится она очень Елене Васильевне, а с ней на этом конкурсе не спорят – кроме того, в прошлом году она уже удостоилась Гран-при Первого Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой… Так и вышло: девушка с очень скромным по объёму голосом, очень пёстрым и «химическим», садящимся то «на горло», то уходящим «в нос», получила и Гран-при, и – каким-то странным образом – приз зрительских симпатий, а в придачу – специальную премию японского Культурного фонда Мусашино, телевизор, приглашение от Петербургской филармонии и Бог ещё знает что. Интриги не получилось.
Прошла в финал и получила приз «Конкурсный дебют» замечательная меццо-сопрано Ирина Шишкова, на втором туре она пела труднейшую арию Маргариты из «Осуждения Фауста» Берлиоза, а на третьем туре – арию Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского и Каватину Розины из «Севильского цирюльника». Красивый, настоящий голос и несомненная музыкальная одарённость. Ещё одна премия «Конкурсный дебют» досталась Александре Максимовой – колоратурной сопрано с хорошей дикцией, но поющей чуть-чуть «по слогам», слегка как бы скандируя текст.
К сожалению, просто «скинули» за борт конкурса на третьем туре претендентку из КНДР Ми Йонг Пек – шикарное меццо-сопрано, блестяще спевшую в финале труднейшие арии Эболи («Дон Карлос») и Изабеллы из «Итальянки в Алжире» Россини. Точно так же не повезло миниатюрной Сюй Дзинь из Китая – звонкой колоратурной сопрано, исполнившей на третьем туре Каватину Лючии и Песню Шемаханской царицы. Без лауреатского звания осталась и ещё одна лёгкая сопрано, россиянка Вера Лебедева. Во втором туре она великолепно спела сложнейшую колоратурную арию Диноры («Динора» Мейербера), а в финале – Каватину Лючии и арию Сервилии («Сервилия» Римского-Корсакова).
Специальный диплом «Лучший концертмейстер конкурса» получил Анатолий Кузнецов. Здесь с глубоким прискорбием я должен отметить, что уровень концертмейстеров на конкурсе был просто неприлично низким. Не те ноты, неритмичность, какие-то «новые гармонии» в давно известных произведениях… В общем, ошибки на уровне музыкальной школы, а не престижного международного конкурса.
Не менее удручающим стало и отношение работников Филармонии к публике и конкурсантам: от барьера на главной лестнице непреклонные билетёрши отсылали всех «сдавать верхнюю одежду» в гардероб, разворачивая даже тех, кто был одет в лёгкие курточки. Но «гардероб» в Филармонии – это целая россыпь малюсеньких гардеробных на первом и втором этажах, из которых работала только одна. Образовывались гигантские очереди; многие не успевали попасть в зал до начала – а уж во время конкурса путь несчастным с довольной улыбкой преграждали те же самые билетёрши. Создавалось впечатление, что им это доставляло несказанное удовольствие. О том, что это просто позорит «культурную столицу» они, похоже, не думали.
Для любого конкурса лучшее свидетельство его компетентности и репутации – это его лауреаты, впоследствии подтвердившие своё лауреатство творческими успехами и победами. На двух концертах конкурса, где выступили его лауреаты прошлых лет, бесспорным профессионалом с богатейшими вокальными данными стал только один певец – это баритон Абдумалик Абдукаюмов, получивший Третью премию в 2005 году. Для конкурса с девятилетней уже историей – пожалуй, весьма немного.
Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру
В Филармонии выбрали лучших молодых оперных певцов
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ