Аэропорт «Пулково» сделал ещё один шаг к мировым стандартам безопасности перелётов. 27 августа вступили в силу новые правила предполётного и послеполётного досмотров пассажиров, провоза багажа и ручной клади. Тем временем, как стало известно корреспонденту «Фонтанки», обширно развитая схема системы безопасности, принятая за рубежом, создаёт дополнительные проблемы и клиентам, и руководству аэропортов.
К пассажирам в российских аэропортах теперь будут относиться еще строже, чем раньше. Так что при упаковке ручной клади надо быть внимательными. Отныне жидкости, аэрозоли и гели (например, парфюмерия) на борт самолёта пассажиры могут проносить только в ёмкостях объемом не более 100 мл. Они, в свою очередь, должны быть дополнительно упакованы в надёжно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объёмом не более 1 литра. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» директор по авиационной безопасности аэропорта «Пулково» Евгений Степанов, такие пакеты уже закуплены аэропортом и будут выдаваться во время прохождения первого уровня контроля в терминале вылета. Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке приниматься не будут даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично. То есть, например, если в двухлитровой бутылке воды будет плескаться последний глоток, ёмкость к полёту допущена не будет. Исключение делают для лекарств, детского питания и «специальных диетических потребностей». Прочие перевозимые жидкости пассажирам необходимо будет сдать в багаж. Товары в магазинах беспошлинной торговли (алкоголь, парфюмерию) в аэропорту покупать можно, их продавцы упакуют в фирменные пакеты, а покупателя снабдят чеком, который нужно сохранить вплоть до посадки в самолет.
В личных вещах для провоза в салоне самолета разрешено проносить, в частности, по одному термометру и тонометру на пассажира, одной одноразовой зажигалке. Алкогольные напитки (с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя) в объеме не более 5 литров на пассажира перевозятся в багаже.
На самом деле подобная система обращения с жидкостями уже давно действует в США, а с ноября 2006 года и в странах Евросоюза. Американская «эра» системы безопасности полетов делится на два периода – «до» и «после» 11 сентября. После трагедии, которая произошла в Нью-Йорке в 2001 году, вся схема посадки в воздушное судно и перелёта подверглась кардинальным изменениям. Безопасности перелётов стали придавать первоочередное значение.
Однако представитель министерства национальной безопасности США Шарлотта Пид заявила сегодня в Петербурге (в рамках международной конференции «Технологии безопасности перелетов»), что даже в настоящий момент американскую систему можно считать далёкой от идеала. Сейчас в Соединённых Штатах вводится схема, по которой пассажир будет подвергнут проверке ещё до попадания в аэропорт. «Службы безопасности начали активное сотрудничество с авиакомпаниями. Ещё до запланированного перелёта они предоставляют сведения о тех, кто приобретает билеты на самолёт. Пассажиры с «пробелами» в биографии или же просто вызывающие сомнение у «безопасников» отмечаются, а потом подвергаются дополнительной проверке в тот момент, когда попадают в аэропорт», - рассказала г-жа Пид.
Проверить безопасность жидкостей в аэропорту сложно. Поэтому, в конце концов, американцы запретили провоз в самолёте более 100 мл любого льющегося вещества. Тем временем, в связи со всеми мерами, принятыми на законодательном уровне в США, возникает другая проблема. Каждый пассажир самолёта в эпоху «после 11 сентября» подвергается очень серьёзной, долгой и кропотливой проверке. Соответственно, в терминалах выстраиваются огромные очереди. Исполнительный директор крупнейшего в штате Алабама международного аэропорта «Бирмингем» Ал Денсон, рассказал о том, что очереди в их аэропорту начинаются уже около входа. Причем не только на проход в зону полётов, но и в авиакассы – оформление билетов из-за многочисленных проверок тоже происходит достаточно долго. «Из-за запрета провоза больше 100 мл жидкости, все магазины теперь расположены перед контрольно-пропускными пунктами, это тоже сильно влияет на скорость продвижения пассажиропотока», - сообщил Денсон.
У европейских коллег Шарлотты Пид своя система безопасности, свои проблемы и свои неудобства, отличные от американских. Недавно вступившая в Евросоюз Польша была обязана подогнать свою схему под общеевропейский стандарт. Как рассказал директор департамента безопасности управления гражданской авиации Польши Мацей Урбанский, после того, как все проверки пассажиров, собственных работников и багажа во всех 12 аэропортах республики привели в норму с законодательством Евросоюза, начали появляться такие же очереди, как и в «Бирмингеме» штата Алабама. «Введением новой системы мы сами создали опасную ситуацию. В самом аэропорту скапливается огромное количество народа, что может создать прецедент теракта ещё до посадки в воздушное судно», - сообщил Урбанский.
В петербургских терминалах система безопасности работает по несколько иной схеме. Досмотру пассажир подвергается несколько раз – при проходе в само здание аэровокзала и при непосредственном проходе в зону вылета. Причём во второй раз человека проверяют более тщательно – заставляют снимать обувь, ремни и вынимать все вещи из карманов. Правда, существует и альтернативная схема – на трёх КПП (2 в «Пулково-1» и 1 в «Пулково-2») стоят аппараты рентгена. При желании пассажир может не раздеваться, а просто пройти в зону вылета через кабинку.
Жидкости же провозить до сегодняшнего дня можно было в любых количествах. «Однако после прецедента в аэропорту «Хитроу» и вводом дополнительных ограничений в странах Евросоюза мы тоже начали дополнительный осмотр каждой бутылки отдельно. И это тоже влияло на скорость прохода пассажиров», - рассказал Евгений Степанов. По его словам, в связи с изменениями в правилах, с 27 августа в «Пулково» станет больше сотрудников, занимающихся досмотром.
В любом случае, как заявляет руководство аэропорта, при грамотном подходе к новшествам дополнительных очередей и толкучки возникать не должно. Большие надежды возлагаются и на реконструкцию петербургского терминала . Одна из главных задач, которая стоит перед проектировщиками – это привлечение как можно большего количества современных технологий, что должно способствовать более быстрому и качественному досмотру каждого пассажира. Итоги конкурса на здание нового терминала будут подведены уже 13 сентября этого года. Стоимость проекта составит примерно 300-350 миллионов евро. Кстати, для примера, вышеупомянутый аэропорт североамериканского штата Алабама для разгрузки терминала тоже подвергается вынужденной реконструкции, однако стоимость проекта составляет 160 миллионов долларов.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
100 граммов на душу пассажира
Безопасность перелетов: новые стандарты, новые проблемы
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ