2-го апреля 1899-го года Антон Павлович Чехов в своем письме к А.С. Суворину писал: «Гони природу в дверь - она влетит в окно; когда нет права свободно выражать свое мнение, тогда выражают его задорно, с раздражением и часто, с точки зрения государственной, в уродливой и возмутительной форме». Это - присказка. Сама сказка – впереди.
На протяжении последних нескольких месяцев российское интернет-сообщество активно обсуждает так называемое «дело Саввы Терентьева». По сути, это первое в нашей стране уголовное дело по статье 282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды»), возбужденное за комментарии в интернет-ресурсе LiveJournal («Живой Журнал»). Напомним, что уголовное преследование в отношении 22-летнего жителя Сыктывкара, музыканта Саввы Терентьева, началось после того, как в феврале 2007 года он разместил в блоге местного журналиста Бориса Суранова авторский текст под заголовком «Киберполицию юзают на выборах», в котором позволил себе ряд нелестных высказываний в адрес сотрудников правоохранительных органов. Здесь - не конкретных личностей в погонах, а сотрудников вообще, как таковых.
Сам исходник скандального сочинения по понятным причинам из сети давно удален. Впрочем, сейчас это уже не важно, поскольку претензии к Терентьеву, со временем плавно перетекшие в обвинение, похоже, базируются всего на двух фразах: одной – лаконично-короткой, и второй – текстуально-громоздкой. А известно это стало после того как на днях в ряде все тех же ЖЖ появилась копия официального постановления о привлечении Терентьева С.С. в качестве обвиняемого, подписанного старшим следователем прокуратуры г. Сыктывкара. Сам по себе текст этого «постановления» показался нам куда более интересным и познавательным, нежели былая скандальная надпись на «интернет-заборе», его породившая.
Посему, далее позволим себе бегло пробежаться по его сухим казенным строчкам, оставляя небольшие заметки на полях. Но для начала сразу оговоримся – нельзя исключать, что сей размещенный в сети документ на поверку может оказаться лишь мастерски сработанной подделкой. Что ж, в таком случае снимаем шляпу перед теми, кто его сочинил. Ибо ТАК составить подобное постановление, действительно, мог только человек с уровнем мышления никак не ниже старшего следователя. А он, уровень этот, по определению должен быть высок. Итак: вот фразы, которые нас искренне удивили.
Старший следователь прокуратуры города Сыктывкар юрист 2 класса <…> рассмотрев материалы уголовного дела №5254001 УСТАНОВИЛ:
Терентьев С.С. совершил умышленное преступление при следующих обстоятельствах: 15 февраля 2007 года около 09 часов 09 минут (более точное время следствием не установлено)…
(Да уж куда точнее?! Или намек на то, что нет предела к совершенству?)
…Терентьев С.С. находясь по адресу <…>, имея в собственности ЭВМ (s/n 16158165500382)
(Для тех, кто не в курсе. ЭВМ – электронно-вычислительная машина, в которой основные функциональные элементы выполнены на электронных приборах. См. БЭС, М. 1999).
…оснащенный модемом и имея навыки работы на нем, через стационарный телефонный номер <…> подключился к сети Интернет.
(Здесь так и подмывает закончить фразу казенным: «Что само по себе пока не наказуемо»).
Терентьев С.С. находясь в сети Интернет на ресурсе (блоге) http://suranov.livejornal.com/ под псевдонимом «terentyev»…
(Позволим себе не согласиться. Терентьев – это не псевдоним, а подлинная фамилия обвиняемого. Автор не шифруется, скрываясь за отвлеченным ником, что по нашим временам постепенно переходит в разряд редких исключений).
…из личных убеждений, основанных на неприязненном отношении к определенной группе лиц – сотрудникам милиции, решил оказать публичное воздействие на людей с целью побуждения их к совершению насильственных действий в отношении лиц – сотрудников милиции, зарождению у людей решимости и стремления совершить противоправные действия в отношении указанных лиц…
(В том, что из «личных убеждений», да еще и решив «побудить» и «зародить» - это уже серьезно. Неужели, действительно сам сознался? Не по скудоумию своему, не шутки ради и не в состоянии аффекта или алкогольного опьянения, а именно «из убеждений»? Что ж, если так, то хотя бы этим уже заслуживает определенного уважения: не юлит, не лукавит, «за базар отвечает». Вот только есть ли смысл насаждать подобного рода убеждения путем оказания «публичного воздействия», если «неприязненные отношения» к этой самой «определенной группе лиц», согласно данным всевозможных социологических опросов, испытывает подавляющее большинство населения. Какую такую Америку открывает господин Терентьев, делясь с читателями своими убеждениями? Разве что в части «насильственных действий», но об этом далее).
…Терентьев С.С. реализуя свой преступный умысел на возбуждение ненависти и вражды к социальной группе – сотрудникам милиции…
(А вот это – сильный ход! Оказывается, сотрудники милиции с некоторых пор у нас выделены в особую социальную группу. Интересно, а что бы сказали по этому поводу Маркс, Энгельс и «Антидюрринг»? Но их уже нет, потому снова приходится обращаться к энциклопедиям.
Социальная группа – любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой С.Г. воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста. (см. Новейший философский словарь. сост. А.А.Грицанов, 1998 г., - ред.)
Социальные группы – относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. (см. БЭС, М:1999, - ред.)
…осознавая общественную опасность и преступный характер своих действий, желая их совершить, с целью возбуждения ненависти и вражды к социальной группе – сотрудникам милиции, путем публичного призыва граждан к борьбе с лицами указанной социальной группы и создания конфликтов с данной социальной группой лиц, умышленно, осознавая противоправный характер своих действий, публично, зная, что текстовое сообщение будет доступно неограниченному числу пользователей сети «Интернет», оставил текстовое сообщение под заголовком <…> следующего содержания:…
(Уф-ф!.. Несколько раз перечитав это место, много думали и много курили. Но поняли далеко не все. Невольно возникла ассоциация с некогда знаменитой фразой «Подпольный Обком действует»).
…«ненавижу ментов, сцуконах»…
(Учитывая, что на протяжении нескольких лет по ТВ идет сериал «Менты» - слово это не обидное, цензурой пропущенное. А вот со вторым возникли проблемы – перерыли все словари, но «сцуконах» так и не нашли. Правда, в сети интернет его иногда используют какие-то «пАдонки». Вполне возможно, что в их среде это слово и ругательное, но стоит ли нормальным людям на него реагировать. «ПАдонки они и есть пАдонки»).
А вот далее в постановлении цитируется та самая «авторская», текстуально-громоздкая часть, призывающая к «насильственным действиям». Поскольку отведенное редакцией место не позволяет опубликовать ее здесь дословно, ограничимся лишь кратким пересказом. Терентьев, явно вступая с кем-то в полемику, утверждает, что на службу в милицию идут не самые умные люди (при этом используются такие бранные слова как «быдло» и «гопота»). Далее он рисует утопическую картину установки на городских площадях неких печей, в которых, по его воображению, народ должен церемониально сжигать «по неверному менту».
Надо сказать, что воображение у автора текста действительно извращеннно-болезненное. Но в любом случае, трудно предположить, что его абсурдистские фантазии (явно исполненные в жанре так называемого «черного юмора»), якобы реально способны побудить лиц, ознакомившихся с авторским текстом, взяться за возведение на городских площадях упомянутых печных сооружений. Так что, скорее всего, здесь мы сталкиваемся с абсурдизмом чистой воды. Как писала в своей статье, посвященной этой теме, поэтесса и литературный критик Ольга Чернорицкая, «абсурдизм - это психофизиологически обусловленный переход метафоры в абсурдную реальность. Причем этот переход невозможно осуществить без того, чтобы принять профанное мышление персонажа в качестве силы сюжетообразующей».
Кстати, следует отметить, что в своем тексте Терентьев ведет речь не обо всех подряд представителях социальной группы «сотрудники милиции», а лишь о тех, кого он сам называет «неверными ментами». К сожалению, установить, каких именно сотрудников ОВД он причисляет к этой категории, не удалось. Можно лишь предположить, что речь идет о коррумпированных, а также о не справляющихся со своими профессиональными обязанностями милиционерах. Если так, то к ним, действительно, следует применять некие меры воздействия, но, конечно, не столь радикальные, которые рисует воспаленно-абсурдистское воображение Терентьева.
…<…> Согласно заключения социогуманитарной экспертизы №13… (вот оно, роковое число!)… установлено, что анализируемый текст направлен на возбуждение ненависти против определенной социальной группы (милиционеров, работников МВД)… (обратите внимание: милиционеры почему-то разведены с работниками!)… и на унижение их достоинства.
Таким образом, Терентьев С.С. совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.282 УК РФ, а именно действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по принадлежности к социальной группе, совершенные публично…
Ну и так далее…
Вот, собственно, и все «дело Саввы Терентьева». Как-то даже и руки опускаются комментировать что-то дальше. Тем более что, выражаясь словами злого классика-сказочника Салтыкова-Щедрина, «добрые люди от него кровопролитиев ждали, а он Чижика съел!» Кстати сказать, в свое время Михаил Евграфович, занимая серьезные государственные должности, и не такие «шалости» себе позволял. И ничего, никто его к уголовной ответственности не привлекал. Хоть и «социальная группа», над которой он иронизировал и потешался, законодательно была куда как более четко закреплена и прописана.
Игорь Шушарин, бывший представитель упомянутой «социальной группы», достоинство которого не было ущемлено прочтением авторского текста Терентьева С.С.
Слушается дело: «Социальная группа» против Саввы Терентьева
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ