Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Новый закон о поддержке малого бизнеса лишил его большинства льгот

Новый закон о поддержке малого бизнеса лишил его большинства льгот

178


Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», подписанный 24 июля, вступит в силу 1 января 2008 года. Он обещает предпринимательству разные способы поддержки, но в большей части не содержит никаких четких обязательств. Одновременно же признается утратившим силу действующий закон, который гарантировал малому бизнесу конкретные льготы.

Принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» устанавливал определенные привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд России неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Закон предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию – они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов.

Большинство этих льгот были отменены с 2005 года, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей, скорее всего, придется в суде).

Новый же закон вообще состоит из одних обещаний. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т.д. Однако для реализации этих обещаний необходимо принятие иных нормативных актов или программ, а реальную поддержку, как показывает практика, получает мизерная доля малых предприятий. Некоторые из участников рынка даже считают сами меры дискриминационными: «Я плачу налоги в бюджет, за счет которого мой конкурент выбивает безвозмездную субсидию, – жалуется предприниматель Н. – Лучше вместо всех этих программ снизили бы налоговые ставки для того же малого бизнеса. Это было бы справедливо».

Единственная реальная льгота – право ежеквартально не сдавать статистическую отчетность. Обязательный отчет (сплошные статистические наблюдения) надо будет составлять раз в пять лет. Органы статистики вправе будут проводить выборочное исследование.

Новый закон вводит также новые критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства. Ими не считаются компании, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале которых превышает 25 процентов. Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями. Правительство России определяет допустимую для малого и среднего бизнеса величину годовой прибыли и суммарной стоимости активов. Вводятся также несколько категорий: средним предприятием будет признаваться компания, средняя численность сотрудников в которой за год составляет от 101 до 250 человек. Предприятия, в которых работают от 15 до 100 человек, считаются малыми, меньше 15 – микропредприятиями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях