Правительство одобрило законопроект «О платных автомобильных дорогах». Это решение было принято на сегодняшнем заседании, сообщает «Прайм-ТАСС». По словам министра транспорта Игоря Левитина, законопроект разграничивает полномочия федерального центра, регионов и муниципалитетов в сфере ремонта, эксплуатации и обслуживания платных автомобильных дорог. Кроме того, устанавливается требование к альтернативному бесплатному маршруту, с тем чтобы не ущемлять право граждан на свободное перемещение.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев отметил, что законопроект противоречит ряду положений гражданского законодательства, и, в частности, понятие имущественного комплекса, который используется в данном законопроекте, не в полной мере соответствует Гражданскому кодексу, который оперирует понятиями недвижимости и недвижимого имущества. В то же время он отметил, что этот законопроект может быть доработан уже в ходе рассмотрения в Государственной думе.
Платные автомобильные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Фактически платной уполномоченные государственные органы (федеральное дорожное агентство или региональные власти) могут сделать любую существующую дорогу общего пользования.
Как передает корреспондент «Фонтанки», законопроект предусматривает только два условия – реконструкция и наличие бесплатного альтернативного проезда. Причем строить такой «проезд» можно одновременно с реконструкцией действующей трассы для эксплуатации на платной основе.
Однако негосударственные инвесторы не смогут владеть и эксплуатировать платные дороги. Частные инвестиции могут привлекаться только на концессионной основе. В то же время законопроект предусматривает определенные гарантии для участников концессионных соглашений.
Напомним, что еще в 1998 году президент РФ разрешил платную эксплуатацию дорог, а правительством было разработано соответствующее положение и методику расчета проездной платы. Предусматривалась возможность передачи дорог (участков, а также мостов, тоннелей или иных сооружений) коммерческим организациям для эксплуатации на платной основе. При этом также устройство платных автомобильных дорог допускается только в случаях наличия альтернативного бесплатного проезда.
Действующий в Ленинградской области закон предусматривает как платную эксплуатацию дорог, так и наличие частных и ведомственных дорог. Причем плату за проезд по государственным дорогам можно взимать только в целях покрытия расходов на ее строительство или реконструкцию, а после полной окупаемости платные дороги они переводятся в бесплатную сеть общего пользования.
Как сообщает "Газета.ру", в проекте говорится, что правительство разработает и утвердит некую методику определения стоимости. Но в Минтрансе уже называли цены за проезд по строящейся платной трассе Москва–Сант-Петербург – за 1 км в Московской области 1,5–4 рубля, в Ленинградской области – 1,2–3,09 рубля. Хотя сначала говорилось о цене 1 рубль за километр. При стоимости по 4 рубля за километр поездка из Москвы в Питер на машине обойдется в 2 тыс. 600 руб. – приблизительно $100, не считая бензина. Но это будет специально построенная восьмиполосная трасса высшей категории с разрешенной скоростью 150 км/ч.
Одобрен законопроект о платных дорогах
ПО ТЕМЕ