Уже скоро деятельность медиаторов – посредников для разрешения споров (экономических, семейных и других), может быть урегулирована специальным законом. Посредничество останется добровольной процедурой, а медиатором может стать любой взрослый несудимый гражданин. Сами специалисты не против закона, но и смысла в нем не видят.
Посредничество (медиация) – это процесс разрешения спора между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника. Такая процедура наряду с третейскими судами широко используется в западных странах для урегулирования экономических конфликтов между компаниями. Медиация нацелена на удовлетворение интересов каждой из сторон и приводит к ситуации обоюдного выигрыша. С использованием посредника могут разрешаться любые споры, в которых стороны действительно хотят уладить свои разногласия – от семейных дрязг и споров между соседями, до миллиардных экономических контрактов.
Не валяй дурака Америка
Еще в 1947 году Конгресс США инициировал создание Федеральной службы медиации и примирения. Это негосударственная служба, функционирующая при Ассоциации юристов Соединенных Штатов. Затем процедура посредничества стала широко применяться и в странах Европы. За рубежом медиаторство – развитая отрасль юридического бизнеса.
В России такой способ пока не прижился. Хотя авторы вступившего в силу в 2002 году нового Арбитражного процессуального кодекса РФ и попытались ввести его в закон. Проект предусматривал введение статуса посредника. «При этом меры по урегулированию спора между сторонами рассматриваются не только как средство ускорения процесса, повышения его оперативности, но и как возможность мирного выхода из конфликта, позволяющая сохранить деловые связи, партнерские отношения между сторонами, что особенно важно в интересах обеспечения стабильности экономики», – указывал председатель Высшего арбитражного суда России Вениамин Яковлев. Посредник должен назначаться судом с согласия сторон. Кандидатами могут быть только арбитражные заседатели – рекрутированные специалисты различных отраслей (строительство, финансы, энергетика и т.д.), утвержденные пленумом Высшего арбитражного суда. Работу посредника должны были оплачивать стороны.
Против узаконивания института посредничества пять лет назад выступил инициатор судебно-правовой реформы – заместитель главы президентской администрации петербуржец Дмитрий Козак. По его мнению, введение посредничества может привести к затягиванию рассмотрения спора: если стороны не договорились до суда, то принудительные переговоры ни к чему, кроме потери времени, не приведут. Кроме того, неурегулированность финансовых вопросов и опасность коррумпированности бизнес-медиаторов.
Сейчас предложенная концепция реализована лишь частично. Во-первых, введена процедура досудебного заседания, в которой судья должен предложить сторонам достичь мирового соглашения. Во-вторых, злоупотребление (в т.ч. затягивание спора) грозит штрафом до 100 тысяч рублей. Но практика пока обратная американской: мировое соглашение заключается меньше чем 2 процентах случаях.
Авторитет рекомендовал
Вместо насильственного варианта примирения предложена добровольная процедура. Соответствующий законопроект разработали независимые депутаты, а на прошлой неделе совет Госдумы рекомендовал принять его в первом чтении. За базу взят типовой закон «О международной коммерческой согласительной процедуре», принятый Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
Закон, если он будет принят, может нанести удар по юридическим фирмам, предоставляющим посредников. С одной стороны, предусматривается наличие «организаций, обеспечивающих проведение примирительной процедуры». Им может быть любое юридическое лицо, утвердившее соответствующие правила и список посредников. С другой стороны, деятельность посредника не является предпринимательской. Неясно, может ли медиаторством заниматься коммерческая организация, основной целью которой всегда является извлечение прибыли.
Посредником вправе выступать любое физическое лицо, обладающее полной дееспособностью и не имеющее судимости. Районные суды и арбитраж будут ввести списки посреднических организаций. Для включения в него достаточно представить простое заявление.
Неясен и механизм исполнения достигнутых соглашений. Закон предусматривает, что стороны делают это добровольно, а при неисполнении соглашения можно обращаться в суд. Не исключено, что недобросовестные участники будут использовать примирительные процедуры не для урегулирования, а наоборот, затягивания спора.
Участники рынка не понимают смысла принятия такого закона. И сейчас никто не может помешать спорящим сторонам на платной или безвозмездной основе пригласить независимого специалиста, который поможет найти компромисс. В отличие от третейского суда, выводы самого медиатора не имеют никакого значения. Более того, все, что проходило в комнате переговоров не может использоваться в суде. Подавляющее большинство сформулированных в законе норм и так включаются в соглашения о медиаторстве – условие конфиденциальности и т.д.
Услуги посредничества уже сейчас предоставляет Третейский суд при Ассоциации банков Северо-Запада, являющейся некоммерческой организацией. Соответствующее a положение было утверждено много лет назад. В качестве посредника стороны избирают нейтральное лицо из списка членов третейского суда (среди них больше десятка кандидатов и докторов юридических наук). Работа медиатора оплачивается сторонами (административный сбор в размере 2000 рублей). Заместитель председателя Третейского суда при Ассоциации банков Северо-Запада Татьяна Утепова также не понимает смысла представленного закона: «Правовая база для деятельности посредников есть, и нам ее достаточно».
Павел Нетупский, специально для Фонтанки.ру
Посредников узаконят
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ