Когда мы задумались, какое же событие стало для нас «премьерой года»-2006, то ответ на него нашли парадоксальный.
«Мастера и Маргариту» сняли…
Телесериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» вышел в декабре 2005-го и формально никак не может быть премьерой уходящего года. Только вот событие это оказалось значительно масштабней, чем просто показ от первой серии и до последней. Премьера «Мастера и Маргариты» - это и обсуждение на полгода с пеной у рта всех плюсов и минусов фильма, и рекордные рейтинги, и сметенный с полок книжных магазинов роман Булгакова. Такое ощущение, что «Мастера и Маргариту» посмотрели все. Обсуждать книгу Булгакова и фильм Бортко в уходящем году нашему корреспонденту пришлось даже… с футболистами «Зенита». Что интересно, мнения Владислава Радимова и Александра Панова оказались противоположными и не менее эмоциональными, чем у кинокритиков. Это ли не то, ради чего стоило стараться?
Слово Мастеру, Александру Галибину:
- Глядя на эту картину, я вижу, что есть предмет для разговора. Есть предмет для приятия, и есть предмет для неприятия. Но художественная часть картины перевешивает. Фильм сделан с очень большим уважением к роману, и сделан с огромным уважением к личности Михаила Афанасьевича Булгакова. И в этом ее достоинство. То, что сделал Бортко, – событие. Это еще и очень большое мужество. Снимать Булгакова безумно тяжело, работать с этим материалом непросто. Кроме того, вокруг этого материала много слухов, разговоров... Думаю, что он выдержал чудовищную нагрузку, но это был не напрасный труд. И этот труд смотрят миллионы зрителей. У каждого свое мнение, но каждый имеет на это право.
«То, что сделал Бортко, – событие», - повторяем мы вслед за Александром Владимировичем. И это событие 2006 года. В 2005-м мы просто не успели его переварить.
Дворцовую отстояли…
Что еще всколыхнуло наше несколько застоявшееся культурное пространство в ушедшем году? Хочется выделить то, что весь год происходило вокруг Дворцовой площади. Выделить как момент, очень характерный для нашей нынешней жизни, и как то, что явно продолжится и в году 2007-м. Когда Марк Рудинштейн ставил жирную точку в истории «Кинотавра» и задумывал кинофестиваль на Дворцовой площади города на Неве, он ожидал, что все будет легче и с большим энтузиазмом со стороны петербуржцев. А в результате получил резкое неприятие со стороны части петербургской интеллигенции, возглавляемой директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским и режиссером Александром Сокуровым.
Шлейф конфликта тянется за фестивалем Рудинштейна с того момента, когда о нем появились первые слухи. Первое же публичное обсуждение на одном из главных петербургских кинофорумов прошло в духе «что у нас, фестивалей мало?». Затем прозвучали комментарии Пиотровского, в которых он заявлял, что строительство кинозалов на Дворцовой площади нельзя допускать ни в коем случае. Кульминацией скандала стало открытое письмо Александра Сокурова на имя губернатора города Валентины Матвиенко: «Дворцовая площадь - камертон культуры города, символ незыблемости классического искусства, это то место, где ни при каких условиях не должно происходить что-то небрежное, сиюминутное, спекулятивное».
Общественное мнение в Северной столице окончательно раскололось надвое. Одни встали на сторону Пиотровского — Сокурова и требовали выставить «приехавшего отмывать деньги» Рудинштейна из центра города куда-нибудь на окраины. Другие говорили, что невозможно жить в мертвом городе-музее, приводили примеры европейских столиц, которых не смущают масштабные события рядом с памятниками культуры. В общем, те же самые разговоры, которые ведутся сейчас вокруг суперпроекта «Газпром-сити» в еще большем масштабе.
Слово Александру Сокурову:
- Мы сразу понимали, что это авантюра. Не только как акция внутри культурного пространства, но и вообще авантюра с многочисленными невыполнимыми обещаниями. От фестиваля, наверное, ожидали, что если все сразу начнет получаться, всем глотки заткнут, то посыплются деньги. Все это нехорошая история. Поссорились многие люди, многие очень плохо себя проявили. Очень нехорошая, грязная и совсем не петербургская история. Не петербургский стиль в этом. Все, что можно прожать в Москве с немытыми руками, лицами и шеями, здесь так просто не получается.
Формально фестиваль Марка Рудинштейна никто не запрещал, и продюсер утверждает, что готовит его на следующий год: «Просто очень много сил ушло на борьбу». А вот кого не пустило на Дворцовую площадь руководство нашего города, это московского петербуржца Владимира Киселева, жаждущего устроить в сердце Петербурга грандиозный рок-концерт, посвященный саммиту «большой восьмерки». Не дали построить там, как в прошлом году, Ледяной дворец. Отстояли Дворцовую? Или просто люди не умеют договариваться? Скорей всего эта история еще не кончилась.
Наш «Властелин колец» или просто наш?
Фильм по книге Марии Семеновой «Волкодав» рождался долго и мучительно. Сначала к съемкам готовилось «НТВ», но со сменой владельца канала проект замер, и «упавшее знамя» спустя несколько лет подхватили «Централ Партнершип» и режиссер Николай Лебедев. К этому Новому году мы, наконец, сможем увидеть, что же получилось в итоге. Увидеть это интересно хотя бы потому, что от фильма «Волкодав» во многом зависит судьба масштабных фэнтези-экранизаций в России. В Голливуде уже нашли золотую жилу и штампуют их одну за другой: «Властелин колец», «Хроники Нарнии», «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер», недавний «Эрагон»…
Книга Семеновой в середине 90-х была воистину бестселлером. И дело даже не в том, что Мария дала в России рождение жанру «славянское фэнтези», а в том, что книга получилась по-настоящему русской. К ней пытались приклеивать различные ярлыки: «русский Конан» и так далее, но ничего так и не приклеилось. «Волкодав» так и остался «Волкодавом». И именно потому, что он не был «Конаном» или «Властелином колец», читали его люди, которых никак не заподозришь в интересе к эльфам и темным властелинам.
Герой Семеновой сентиментален и справедлив, надежен и человечен, до слез наивен и силен духом. Однако есть серьезные опасения, что по дороге к экрану от него могло остаться далеко не все из того, что написала Мария Семенова. Представленная около месяца назад на различных книжных салонах и конгрессах 20-минутная нарезка из фильма заставляет эти опасения высказать. Уж очень непохоже было то, что мы увидели на экране, на героя книги. Красиво, качественно, с использованием всех достижений и находок голливудских фэнтези-режиссеров, но что-то не то. Впрочем, судить о работе даже не по половине дела, а по ее шестой части совершенно неправильно. Каким будет первый фэнтези-блокбастер России? Узнаем в следующем году.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Культура, которая нас поразила
ПО ТЕМЕ