Высший арбитражный суд России внес законопроект, по которому все служители Фемиды и кандидаты на этот пост должны обязательно декларировать свои доходы и имущество. По мнению авторов инициативы, данная мера должна помочь в борьбе с коррупцией. А вот дружбу и любовь судей и адвокатов решили пока не запрещать.
Внесенный Высшим арбитражным судом России законопроект предполагает декларирование доходов и имущества всеми служителями Фемиды и кандидатами на сей высокий пост. А вот дружбу и любовь судей и адвокатов решили пока не запрещать.
По мнению председателя Высшего арбитражного суда России (ВАС) Антона Иванова, данная мера должна помочь в борьбе с коррупцией. Ведь за последний год квалификационные коллегии лишили полномочий всего лишь шесть судей арбитражей (причем по всем основаниям, а не только из-за взяток). Другой антикоррупционной мерой должны были стать ограничения на родственные отношения судей и адвокатов.
Покажи мне, сколько ты стоишь
Внесенный законопроект предусматривает обязательную для судей ежегодную подачу декларации о доходах, имуществе, вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера. Отдельно выделяются поступления от педагогической, научной и иной творческой деятельности (например, авторские гонорары за книги и выступления на семинарах). В специальных листах судья должен будет указать всю принадлежащую ему недвижимость (квартиры, дачи, гаражи) и полные сведения о них (адрес, площадь); информацию о транспортных средствах (автомобилях, катерах, яхтах); список счетов в банках и остатков на них; опись ценных бумаг; все обязательства, превышающие 100 МРОТ (10 тысяч рублей).
Большая часть информации будет открыта. То есть редакции СМИ легко смогут узнать сведения о конкретном судье: сколько он получил за год, какая у него есть недвижимость, сколько автомобилей и какой они марки. Однако разработанная ВАС методика запроса вызывает недоумение. Право запроса дается только «общероссийскому средству массовой информации» (такого понятия законодательство о СМИ не содержит). Кроме того, редакция должна мотивировать цель опубликования запрашиваемых сведений и обязаться обнародовать их в полном объеме в семидневный срок со дня их получения. Тогда как готовить копию декларации суды будут месяц. Более того, в представлении информации может быть отказано, если «будет установлено, что опубликование запрашиваемых сведений о доходах и имуществе судьи может оказать давление на данного судью при рассмотрении им конкретного дела и приведет к умалению его независимости при осуществлении правосудия».
Герман – ты не прав!
Доходы российских судей пока остаются одной из самых интригующих тем. По данным Минэкономразвития, на конец 2005 года средняя зарплата судей по России составляла почти 60 тысяч рублей в месяц. А с учетом повышения с 1 июля – 78 тысяч рублей. Однако оклад судей питерского арбитража составляет примерно 10 тысяч рублей, хотя месячная зарплата достигает 40 тысяч. Эту же цифру как максимальную называют и служители судов общей юрисдикции (при условии максимального стажа, классного чина и т.д.). «Только они забывают про ежегодные выплаты и монетизацию, – поделился с журналистом «Фонтанки» один из сотрудников судебной системы. – И тогда все названные Германом Грефом цифры будут верными».
На Западе процедура декларирования подразумевает доступ к такой и иной информации о судьях в первую очередь не журналистов, а адвокатов. Получая соответствующие сведения, стороны по делу могут заявить обоснованный отвод. Например, американский судья, рассматривавший дело о взрыве здания в Оклахома-Сити (впоследствии виновник был посажен на электрический стул), был отведен, так как осколками был поврежден его офис. Американские судьи имеют право заниматься преподавательской и авторской работой, но суммарный доход от внесудебной деятельности не должен превышать 15% зарплаты. Кроме того, профессиональный кодекс указывает, что вознаграждение, выплачиваемое судье, например, издателем, «не должно превышать разумную сумму, которое получило бы за ту же самую деятельность лицо, не являющееся судьей».
Муж и жена одна сатана
Сам Антон Иванов уже давно инициировал установление определенных профессиональных ограничений в деятельности судей, касающихся их близких родственников-адвокатов. «Я сделал это не умозрительно, а потому, что нередко получаю жалобы, что какой-то председатель суда оказывает влияние на судей по делам, в которых участвуют его родственники-адвокаты, – заявил председатель ВАС. – Вопрос только в объеме этого ограничения. Получая любой гонорар за ведение дела и имея общую совместную собственность со своим мужем-председателем суда, жена делает его сособственником как минимум половины этого гонорара. В этом случае, с точки зрения норм права, возникает крайне неэтичная ситуация конфликта интересов».
Пока эта идея не вошла в законопроект. Против нее выступают многие юристы. Во-первых, в арбитражном суде подавляющее большинство дел ведут юристы компаний (госорганов), реже – сотрудники консалтинговых фирм. Проанализировав базу судебных решений, корреспондент «Фонтанки» выяснил, что адвокат принимает участие только в каждом пятом деле. Во-вторых, надо не запрещать браки служителей Фемиды и адвокатов, а отводить судей, имеющих родственные связи с участниками процесса. Если родственник – председатель суда, то необходимо переносить дело в другой суд (законодательство это позволяет). «Мы вместе учились на юрфаке, поженились, я стала судьей, муж – адвокатом, – пожаловалась на Антона Иванова одна из судей Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти. – Он ведет уголовные дела, в арбитраж даже не заходит. Нам что, разводиться? Так это будет мнимый развод. А детей куда?»
Павел Нетупский,
специально для Фонтанки.ру