«Разве я о боксе?» - крепкий человек с седым ежиком горько усмехается. И чем больше он рассказывает, тем больше понимаешь: нет, он не о боксе. Олега Шалаева теперь официально можно называть не промоутером, а бывшим промоутером Николая Валуева. Недавно Красносельский районный суд узаконил переход чемпиона мира под крыло западногерманского промоутера. Российских боев за чемпионский титул мира по версии Всемирной ассоциации бокса с участием супертяжеловеса Валуева нам уже, наверное, не видать. А ведь 13 лет назад о чемпионских боях в России мечтали два друга - боксер-тренер Олег Шалаев и студент-легкоатлет Николай Валуев.
Кто кого боится?
Если боксерское слово «промоутер» перевести по смыслу, а не просто с английского, то получится «партнер по бизнесу», «вождь и учитель», «нянька» или «соковыжималка». Вообще – «наше все» для боксера. Так, по крайней мере, считает Олег Шалаев, начавший 13 лет назад создавать боксера Николая Валуева.
– На Западе это большой бизнес, – объясняет Шалаев. – Чтобы было понятнее, все это можно сравнить с предприятием, где промоутер – акционер и директор, а боксер – та «продукция», ради которой предприятие работает, из которой оно извлекает прибыль. Конечно, не так цинично... Но промоутер на Западе вкладывает в боксера деньги и получает прибыль.
В России, утверждает Шалаев, бизнес на профессиональном боксе убыточен. В этом бывший промоутер Валуева окончательно убедился три года назад, когда Коля вдруг отключил мобильный, перестал отвечать на звонки по домашнему телефону, а потом вдруг не явился на очередные бои. С тех пор они практически не общаются. Если в ближайшее время они встретятся, то разве что в суде.
– Если Коля не побоится прийти в суд, – добавляет Шалаев.
– Побоится? Кого? Вас?
– Да почему меня? Себя самого. Думаете, он не понимает, как поступил, разорвав контракт? Он ведь просто сбежал тогда...
– Разве боксер не может сам выбирать промоутера?
– Не стоит сводить отношения между боксером и промоутером к уровню «работник – работодатель». Здесь другое.
Тринадцать лет назад, в марте 1993-го, рассказывает Олег Шалаев, он начал делать боксера из студента-легкоатлета Валуева.
«Я платил за его победы...»
– Мне было интересно попытаться сделать из него боксера. Самого крупного боксера за всю историю спорта!
– У него не было подготовки?
– Не было совершенно. Я начал с того, что предложил ему переехать ко мне: так у нас появлялось больше возможностей для тренировок. Я заставлял его тренироваться три раза в день. Он, вообще говоря, лентяй, с ним нужно очень жестко, иначе он будет увиливать от тренировок. Я следил за его режимом, знал, какие ему нужны нагрузки, какие упражнения...
– Вы уже тогда понимали, что он будет чемпионом?
– Да как это поймешь? Мы только мечтали об этом. Коля поселился у меня, я к нему относился как к младшему брату, мы все с ним делили. Через полгода после начала тренировок, где-то в сентябре 93-го, я ему организовал первый бой в Германии. Николай заработал первые 3 тысячи дойчмарок.
– А вы сколько тогда заработали?
– Да нисколько, я все ему отдал! Он таких денег до этого никогда не видел. Мне хотелось его заинтересовать.
– Он заинтересовался боксом или заработком?
– По-моему, заработком. Хотя я говорил ему: до заработков еще очень далеко.
– У вас были другие боксеры, кроме Валуева?
– Конечно, я с 93-го года организовывал бои. Леша Осокин, Тарас Биденко, Саша Васильев, Тахир Рзаев, Виталик Ольховик, Лева Киракосян стали чемпионами. Любого из них можно было продвигать...
– Это и был ваш бизнес?
– Мой бизнес не был связан со спортом. А бокс – это были одни расходы. Николая надо было «раскручивать». Мы везде, где могли, платили. И ничего на нем не заработали. Но мы понимали, что со временем все вложенные деньги отобьем. Говорю «мы», потому что один я не мог бы продвигать ни Колю, ни кого-то другого, у меня таких денег просто не было.
– А кто «мы»?
– Помогали очень многие друзья, всех, кому я благодарен, не упомянуть... В результате Коля трижды становился чемпионом России, шесть раз – чемпионом мира по версии Паназиатской ассоциации бокса. Я проводил эти бои, оплачивал соперников, судей, обеспечивал их приезд и приезд международных наблюдателей, питание и проживание...
– То есть как «оплачивал соперников, судей»?
– Просто так ведь никто не приедет, нужно заплатить гонорар.
– И как вы планировали отбить затраты?
– Так, как это делают организаторы боев на Западе. Они продают телекомпаниям права на показ боев. Это огромные деньги. Я уж не говорю о рекламе, о доходах с билетов, с тотализатора... Допустим, когда проходил бой Майк Тайсон – Леннокс Льюис, Дон Кинг, промоутер Тайсона, получил от телеканала 200 миллионов долларов.
– Но у вас бои на Западе тоже проходили?
– Проходили, но меня и на пушечный выстрел не подпустили бы к правам на те бои! Там я заключал с организатором разовый контракт, главное – Коля проводил очередной победный бой, набирал рейтинг, его видели зарубежные наблюдатели...
– Вы могли продать кому-то права на ваши бои и жить на гонорары?
– Конечно! И такие предложения поступали постоянно! Так наши менеджеры и поступают, чтобы самим деньги не вкладывать. В итоге наших боксеров постоянно обманывают.
– Кто и как обманывает боксеров?
– Подставить боксера ничего не стоит. Виталию Кличко подсыпали реланиум в воду – он стал вялым, проиграл нокаутом бой и вынужден был уйти. Так и Льюис проиграл Хаси Рахману... Условий контракта не выполняют. Боксер не победит, как предполагалось. Ведь заранее только два, максимум три человека знают, кто выиграет бой.
– Как это – заранее знают?!
– Ну, конечно, есть теневая сторона... Есть люди, которые все проплачивают.
– А вы могли платить за то, чтоб Николай выигрывал?
– Так я и платил за это!
– Значит, Коля продвигался в рейтинге не потому, что был сильным боксером, а потому, что вы за это платили?
– Сильным боксером он стал далеко не сразу. Это специфика профессионального бокса. От боксера зависит только половина успеха. Судьи знают, кто организатор боев, потому что получают от него гонорар. Все сомнения в судействе будут в пользу одного боксера, понимаете?
– А если соперник сильнее и нокаутирует?..
– Вот! Соперника может спасти именно нокаут! Поэтому я и говорю, что от промоутера победа зависит только частично.
– Для рейтинга, значит, важно не качество, а количество оплаченных побед?
– Не побед, а боев. Чем больше боксер проводит боев, тем выше его уровень, это вещи взаимосвязанные. Мастерство растет на официальных боях, а не на тренировках.
– Сколько боев провел Николай, прежде чем стал чемпионом мира?
– В среднем он проводил по 4-5 боев за год, между ними – сборы, зарубежные поездки. Это хороший график. В 2000-м он впервые стал чемпионом мира по версии Паназиатской ассоциации. И потом побеждал еще пять раз. В промежутках он проводил рейтинговые бои и ни разу не проиграл.
– Когда вы ждали отдачи от вложенных денег?
– Уже можно было бы начать пожинать плоды... Коля попал в десятку сильнейших боксеров мира и мог претендовать на титул чемпиона. Оставалось только организовать бои и заработать на них. Появились агенты с предложением передать права на Запад. Мы с Колей им отказывали. Мы мечтали о том, как организуем чемпионат мира в России: гигантское шоу, за показ которого будут платить телеканалы!..
– И что произошло между вами потом?
– В 2003 году Коля, не поставив меня в известность, не явился на очередной бой за титул по версии РАВ. Сейчас он говорит, что это я не отдал ему чемпионский пояс. Но он знал, что будет лишен титула, если не выйдет на бой. И все равно даже на звонки не отвечал. Я считаю, это было неуважением к ассоциации.
– Почему он так поступил?
– Приехал очередной агент из Германии, предложил, видимо, гонорар больший, чем тот, который платил я. И хотя в России Валуев был самым высокооплачиваемым боксером, он подписал контракт с немцами, хотя наш с ним контракт еще был действителен. Мне ничего не сказал, просто перестал выходить на связь... Потом я узнал, что Коля уехал в Германию...
В 2005 году Николай Валуев стал чемпионом мира по версии Всемирной боксерской ассоциации. Тот поединок транслировали ведущие телеканалы мира. Но платили они уже немецким промоутерам. Когда бой с американцем закончился, кто-то спросил его промоутера Дона Кинга: кто победил, Америка или Россия? Кинг ответил: победила Германия.
Ирина Тумакова
Полностью материал читайте в выпуске газеты «Тайный советник» от 24 апреля.