15 марта весь мир отмечает День защиты прав потребителей. Российским потребителям самое время не праздновать, а печалиться: их права гораздо чаще нарушаются, чем защищаются. Мало того, что недобросовестные продавцы так и норовят обмануть доверчивых покупателей. Так ведь еще и власти разных уровней не могут договориться между собой, кто именно и каким образом должен защищать потребителей, то есть, всех нас с вами.
В преддверии праздника в Комитете экономического развития состоялась конференция, посвященная проблемам защиты прав потребителей. Настроение у собравшихся праздничным назвать было сложно: слишком часто приходится потребителям сталкиваться с недоброкачественными товарами и услугами. По словам заместителя руководителя территориального управления Роспотребнадзора по Петербургу и Ленобласти Александра Мельцера, в прошлом году нарушения были выявлены в 81% из более чем 2600 проверенных объектов торговли. В основном они связаны с продажей некачественных товаров, несоблюдением правил продажи и отсутствием информации о производителе. Страдаем же от этого мы, покупатели. В прошлом году, увеличилось количество забракованных консервов, колбасных изделий, водок и ликеров. Меньше стало некачественных кондитерских изделий, сахара, сыров, пива, безалкогольных напитков. Также в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 20% вырос объем изъятой фальсифицированной продукции. Причем, как отмечает Александр Мельцер, большая часть ее производится в других регионах. Еще хуже положение с защитой интеллектуальной собственности: при проверках специалисты Роспотребнадзора в 98 случаях из 100 обнаруживают контрафактную продукцию.
Контролировать качество услуг еще сложнее, чем продуктов. Особенно, если дело касается не парикмахерских или прачечных услуг, а, например, услуг в сфере ЖКХ или медицинских. Как отметил сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, необходим отдельный закон о защите прав пациента, так как доказать что-либо врачам сейчас практически невозможно. Что касается услуг в сфере ЖКХ, то новый Жилищный кодекс внес серьезные изменения в порядок предоставления услуг, однако до сих пор четкого двустороннего договора между потребителем и поставщиком услуг нет. При этом тарифы растут, а качество жилья только ухудшается. По мнению Анатолия Голова, необходим отлаженный механизм финансовой ответственности жилищных служб перед жильцами, чтобы им не приходилось платить за услуги, которые, на самом деле, не предоставлялись. Есть свои проблемы и в сфере финансовых услуг, и даже в сфере телекоммуникаций: Александр Мельцер рассказал о жалобах петербуржцев на то, что их без согласия подключают к сетям кабельного телевидения и заставляют платить за услуги, которые они и не собирались получать.
Председатель Комитета экономического развития Владимир Бланк, подводя итоги дискуссии, отметил, что в Петербурге сложилась очень сложная ситуация в связи с изменением законодательства и перераспределением полномочий между федеральным центром и регионами. Поэтому региональные власти неохотно выделяют средства на защиту прав потребителей. Еще одна проблема – отсутствие системы внесудебного упрощенного разбирательства споров между потребителями и поставщиками услуг. Понятно, что никто из покупателей не обращается в суд, если стоимость покупки или услуги мала. А таких нарушений – 95% от общего числа. И тут все зависит от того, насколько готов будет продавец пойти ему навстречу. Поэтому необходима система недорогого коммерческого арбитража.
В соответствии с концепцией развития потребительского рынка, по словам Владимира Бланка, будет принято постановление городского правительства о создании межведомственного координационного совета по потребительскому рынку, в котором будут представлены отраслевые торговые предприятия, пищевики, сети общественного питания, бытового обслуживания. Планируется, что организации по защите прав потребителей будут созданы во всех районах Петербурга. При этом городское правительство готово субсидировать их. Средства на эти цели планируется выделять, начиная со второго полугодия 2006 года. Организации по защите прав потребителей, которые захотят получать субсидии от города, должны будут пройти аттестацию и подтвердить свою компетентность. Кроме того, важным элементом в общей системе должен стать единый информационный ресурс, куда будет стекаться вся информация о недобросовестных поставщиках товаров и услуг.
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру