В непривычном формате в Петербурге прошел очередной конгресс фантастов России, на котором в двенадцатый раз была вручена литературная премия «Странник». На сей раз выбирали не лучшие произведения, а отмечали «героев литературного двенадцатилетия», за которое, собственно говоря, и сформировалась отечественная фантастика в ее нынешнем виде.
В непривычном формате в выходные в Петербурге прошел очередной конгресс фантастов России, на котором в двенадцатый раз была вручена Российская литературная премия «Странник». «Странник» подводил итоги двенадцатилетнего цикла, готовясь к следующему шагу в развитии фантастической литературы, а вместо литературного жюри действовала «чрезвычайная фантастическая тройка». В нее вошли аксакалы современной русскоязычной фантастики Владимир Михайлов и Бориса Стругацкий, а также президент Конгресса фантастов России Николай Ютанов.
«Чрезвычайная» тройка не выбирала лучший роман, повесть, перевод или рассказ предыдущего года, а отмечала «героев литературного двенадцатилетия», за которое, собственно говоря, и сформировалась отечественная фантастика в ее нынешнем виде. Лауреатами «Странника» стали: генеральный директор издательства «Азбука» Максим Крютченко (за создание русского фэнтези и искусство поиска и продвижения новых авторов русской фантастики), главный редактор издательства «АСТ» Николай Науменко (за поддержание в течение многих лет широкого фронта издания русской фантастики), заместитель главного редактора издательства «ЭКСМО» Леонид Шкурович (за реализацию на практике успешной стратегии издания русской фантастики).
Экс-вице-губернатор города, а ныне учредитель некоммерческого партнерства «Перо Петербурга» Александр Потехин тоже получил бронзового воина с вещим вороном на плече – «За многолетнее сотрудничество с конгрессом и твердую убежденность, что фантастическая премия является абсолютно необходимой частью современного облика современного Санкт-Петербурга». Не остался с пустыми руками и руководитель гуманитарно-технологической корпорации ГОСТ Ефим Островский. Его наградили за мощное проектное содействие с Российской литературной премией «Странник» и убежденность, что только люди с фантастическим складом мышления могут воздействовать на Будущее.
С писательскими наградами несколько сложнее. Очень условно лауреатов можно разделить на три группы. Первые это те, кто сделал нечто новое, оцененное коллегами и критикой. Увы, широкая известность этих авторов и произведений ныне ограничена узким, хотя и весьма активным кругом. Их двое. Андрей Лазарчук удостоен «Странника» за семикнижие «Опоздавшие к лету» - книгу «нового типа, ставшую образцом постиндустриальной литературы, показавшую этическую и героическую динамику рождающегося мира». Андрей Столяров награжден за цикл «Малый апокриф», по мнению жюри, определивший новую мифологию Петербурга. А вернее - попытавшийся соединить ее с мифологией Гоголя.
Ко второй группе принадлежат книги, занявшие прочное место на книжных полках читателей самой разной степени элитарности. Их названия и фамилии авторов на слуху не только у специалистов и эстетов, но и у продавцов книжных магазинов. Это, если так можно выразиться, "блок Настоящего", разнопланового и живого. Таков цикл Евгения Лукина «Портрет кудесника в юности» - «уникальная книга рефлективного и ясного взгляда на мир, ироническая и волшебно провинциальная». Таковы опусы таинственного Хольма ван Зайчика, удостоенного «Странника» за эпопею «Плохих людей нет», «первую игровую книгу альтернативной истории, изящно воплотившую новые литературные методы и стили, сшитые в интеллектуальный детектив». И, разумеется, «Жихариада» Михаила Успенского, одновременно «отразившая российскую действительность» и разошедшаяся «на присказки, поговорки и веселые истории».
Владимир Михайлов на открытии конгресса полусерьезно-полушутя заметил, что многие полагали, что конгресс свое отжил. Но двенадцать лет - это собачий век, а «Странник» – совсем другое существо. Сродни тому Ворону, что сидит на плече у бронзового воина, и жить этому ворону долго.
Третья группа награжденных, это своеобразный «блок Ворона», блок будущего. Он представлен двумя несомненными лидерами российской фантастики. Лидерами не только и, возможно, не столько в глазах критиков и коллег, сколько в глазах обычных читателей.
Сергей Лукьяненко был премирован за «созданную на грани реальности трилогию (в настоящий момент стремительно превращающуюся в тетралогию) и проложившую путь современному русскому фантастическому кино». «Летописи Хьёрварда» Николая Перумова, «очертили поле русского фэнтези, задав развитие нового направление на ближайшее десятилетие».
Перумов не смог вырваться на конгресс, и его «Странник» для передачи герою был вручен издателю. Тем не менее, отловить упрямо не желающего бросать свою биологию, а потому работающего (временно, как он не устает повторять!) в США лауреата удалось.
По телефону:
«Я не избалован литературными регалиями, премий у меня очень мало, всего три, эта – четвертая , - сообщил читателям «Фонтанки» герой дня, - Я к этому относился совершенно спокойно. Зато не раз и не два говорил о бессмысленности «прямых литературных гандикапов», когда роман (или повесть, или рассказ) соревнуется с другим романом (или повестью, или рассказом). Ну, представьте себе, «Война и мир» против «Преступления и наказания»? Или «Человек в футляре» против «Поединка». «Гранатовый браслет» против «Алых парусов». Мне от такого сопоставления всегда становится несколько не по себе. Как сравнивать сладкое с красным? Прямое с шероховатым? Где критерии оценки, причём - немедленные? Вот и получается, что в большинстве «сиюминутных» литературных премий властвует вкусовщина.
Подход нынешнего «Странника» - вручение премий «по совокупности» и по прошествию изрядного времени после выхода самих произведений представляется более правильным. Книги изданы, они живут, они оказали (или не оказали) то или иное влияние. «Летописи Хьёрварда», за которые мне официально и вручён этот приз, вышли десять лет назад. Они живы и поныне, переиздаются каждый год по несколько раз, читатель не утратил к ним интереса. С ними спорят, кому-то они нравятся, кто-то не жалеет времени для критических стрел в их адрес - но нет равнодушия.
Не мне судить, в какой мере эти книги действительно сделали то, что усмотрела вручавшая призы «тройка» Странников. Ответ на этот вопрос могут дать только читатели. Но, уж если получать премии, то именно так и за книги, проверенные временем и людьми, да простится мне эта похвальба.
Меня ничуть не огорчает тот факт, что «Летописи» награда нашла десять лет спустя. Ведь я пишу не для премий - для читателей, и их спрос на мои книги - самая лучшая награда, какую только может пожелать себе автор. Хотелось бы пожелать и другим литературным премиям меньше «сиюминутности», меньше ангажированности и больше вдумчивости с неспешностью».
В этом смысле мнение писателя совпадает с мнением Суда Странников. Именно так официально именуется «Чрезвычайная тройка»:
«Итоги вручения могут показаться парадоксальными и вызвать немало споров, - смотрит правде в глаза Николай Ютанов, - но именно эти писатели, именно этими книгами создали нечто новое в современном поле литературы. По разным причинам получившие сегодня награды произведения могли и не пройти (как с тем же Перумовым) по классическим номинациям многих литературных премий, в том числе и «Странника», но на грани тысячелетий они стали для русской литературы инновационными, изменив мир русской фантастической литературы.
Что до самой премии, то мы пришли к выводу, что задачи «Странника», поставленные ней при его создании, выполнены: русская фантастика заняла чрезвычайно значимую нишу в русском книгоиздании, в чем, безусловно, заслуга не только «Странника», но и всей системы литературных премий в области фантастики. Конечно, ежегодные встречи с интересными и приятными людьми хороши сами по себе, но питерский конгресс это нечто большее, чем раздача слонов с последующим фуршетом.
Мы приняли решение о создании рабочей группы по созданию проекта нового формата нашей литературной премии. Будет изменена, как система присуждения, так и принципы включения произведений в номинации премии. Через год мы с удовольствием представим читателям и писателям нового «Странника».
Будем надеяться, дорога ему предстоит долгая, а его век станет веком не собаки, но Ворона.
Вера Камша,
Фонтанка.ру
Фото Александра Бурдакова
На фото (сверху вниз):
1. Николай Ютанов и внушительная японская делегация.
2. После Конгресса. «Сделал дело, играй в го смело»
3. Роман Злотников, один из самых востребованных русских фанатстов. И, к тому же, «настоящий полковник».
4. Михаил Успенский, Леонид Шкурович и бессменный ведущий заключительной церемонии «Странника» господин Жук.