Творческая группа кинофестиваля «Золотой ангел» пообщалась с представителями общественности. Продюсер Марк Рудинштейн был терпелив и, несмотря на обвинения в свой адрес, всячески демонстрировал готовность к диалогу. Но многие вели себя так, что заставили главу Комитета по культуре пожалеть о том, что на встрече нет представителей Комитета по здравоохранению.
14 ноября в Петербурге творческая группа международного кинофестиваля, который планируется провести в следующем году на Дворцовой площади (и вокруг которого уже сломано столько копий), пообщалась с представителями петербургской общественности. Продюсер Марк Рудинштейн был терпелив и, несмотря на жесткие обвинения в свой адрес, всячески демонстрировал готовность к диалогу. Художественный руководитель нового петербургского кинофестиваля Алексей Герман, напротив, вел себя агрессивно и обрушивался на оппонентов кинофестиваля с ответными обвинениями. А президент «Золотого ангела» Андрей Кончаловский смог присутствовать только виртуально. По телефону из Польши, где он ставит спектакль, Кончаловский обрисовал концепцию кинофестиваля на Дворцовой.
Оказывается, главная идея фестиваля в том, чтобы сделать Петербург «мечтой Европы». До сих пор в мире нет ни одного кинофестиваля, посвященного европейскому кино, и у Петербурга есть шанс занять пустующую нишу и дать возможность европейскому кинематографу заявить о себе – от мощного кино Франции и Англии до не столь развитых в этом отношении стран, таких, как Албания или Эстония.
«До сих пор у вас была возможность выслушать только наших оппонентов. Здесь сидят люди, которые видят возможность использовать Дворцовую площадь творчески. Мы не уверены в своих идеях. Мы понимаем ответственность, которую берем на себя. Мы изучили опыт многих европейских стран, в которых не боятся использовать свои центральные площади для культурных событий. Мы предлагаем не говорить сразу «нет», а сначала подумать, как это можно сделать», - успокаивал Рудинштейн всех собравшихся.
Один из первых вопросов, обращенных к Марку Рудинштейну, был о позиции Михаила Пиотровского, пригрозившего выйти из оргкомитета. Вот что сказал автор идеи фестиваля о своих взаимоотношениях с директором Эрмитажа: «Пиотровский лишь сказал что выйдет, если его что-то не устроит. К сожалению, мы месяц не встречались с Михаилом Борисовичем, но на нашей последней встрече не было серьезных разногласий. С самим Пиотровским говорить проще, чем со стоящими за ним людьми. Мы попробовали поработать в направлении его идеи о проведении фестиваля во дворах Эрмитажа. Само появление этой идеи говорит о том, что Михаил Борисович не против фестиваля. Мы походили по этим дворам вместе с пожарными и работниками музея – вердикт пожарных однозначен, тут нельзя «запирать» людей». В дополнение Рудинштейн сказал, что следил за дискуссией Сокурова и Пиотровского и готов подписаться под каждым их словом. Кроме одного – он уверен, что грамотно и интересно использовать Дворцовую площадь возможно.
А вот худрук нового фестиваля известный кинорежиссер Алексей Герман вел себя жестко. «Вы называете Площадь «сердцем империи», «сердцем русского человека». Только вы не говорите что это сердце тяжело больно, – сказал Герман оппонентам фестиваля. – С экранов телевизоров компашка во главе с Эрнстом объясняет людям, что им думать, доказывает, что «Ночной дозор» это лучшее, что можно увидеть в кино. Я считаю нашим долгом использовать возможность показать людям по-настоящему хорошее кино, и деньги за свою работу в оргкомитете я брать отказался. Вы бы лучше обратили внимание на то, что в Эрмитаже у Пиотровского пахнет уборной, и что русская интеллигенция вымерла. Но нет – значительно проще кричать, что Рудинштейн окутывает Петербург узами сионистского заговора».
Значительно спокойней выступал в дискуссии еще один сторонник Рудинштейна – петербургский режиссер Дмитрий Месхиев, призывавший всех «жить дружно» и хотя бы посмотреть на предлагаемый проект и подумать. Но многие вели себя так, что заставили председателя петербургского Комитета по культуре Николая Бурова выразить сожаление по поводу отсутсвия на встрече представители Комитета по здравоохранению.
Представленные наметки проекта представляют собой сборные строения, поверхность которых копирует фасады самого Эрмитажа. Очень важно, отметил Рудинтшейн, что строения, которые будут поставлены на две недели, не перекрывают самой площади. Общая площадь разделенного на четыре части фестивального городка - 10 тысяч квадратных метров. Первая его часть (вдоль Восточного крыла Эрмитажа) – зона А, в которой пройдут основные мероприятия кинофорума. Вторая (вдоль Генштаба ВВС Ленинградского округа) – кинозалы и общественные зоны. Всего будет возведено шесть кинозалов. Третья зона (вдоль Генштаба со стороны Невского) – пресс-центр и административные помещения. И, наконец, четвертая (вдоль Восточного крыла Эрмитажа со стороны Певческого мостика) – «резервная зона», включающая кафе, рестораны и сцену для публичных мероприятий. Павильоны будут закрыты специальной драпировочной сеткой, на которой с помощью цифровой печати будет создана имитация фасада знаменитого ансамбля Карло Росси.
Сегодня же, руководство Эрмитажа, которое не присутствовало на встрече, распространило открытое письмо Валентине Матвиенко следующего содержания:
"Глубокоуважаемая Валентина Ивановна!
Мы обращаемся к вам по принципиальному вопросу, смысл которого выходит далеко за пределы конкретной ситуации. Речь идет о культурном будущем Петербурга, репутации как городского руководства, так и творческой общественности города. Налицо возникновение чрезвычайно опасного прецедента. Граждан Петербурга настойчиво приучают к мысли, что проведение кинофестиваля "Золотой ангел" в июле 2006 года на Дворцовой площади состоится несмотря ни на что. По замыслу организаторов фестиваля на Дворцовой площади – великом памятнике Российской государственности, по своему символическому значению для нашего общества не уступающему московскому Кремлю, – будут воздвигнуты шатры для кинопросмотров, кафе, общественные туалеты, пресс-центр, прочая фестивальная инфраструктура. Все это изуродует и опошлит пространство, насыщенное культурными и историческими представлениями, дорогими для всех, кто любит и ценит наш город. При этом демонстративно игнорируется регламент использования Дворцовой площади.
За последнее время мы привыкли к тому, что городская власть прислушивается к мнению горожан. Тем более удивительно, что столь ответственное решение не прошло общественной экспертизы, не выяснена позиция жителей Петербурга. Вряд ли точка зрения немногих представителей художественной элиты, выступивших без сколько-нибудь внятной аргументации в защиту этого сомнительного проекта, может считаться репрезентативной. Может создаться впечатление, что руководство города встало на путь тотальной коммерциализации культурного пространства Петербурга, а это способно принести результат, противоположный желаемому. Повторяющийся тезис "площадь должна приносить доход" не представляется нам состоятельным. Дворцовая площадь не место для бездумного извлечения прибыли. У нее совершенно иная роль.
Мы уверены, что в случае реализации проекта будет нанесен огромный ущерб репутации Петербурга как культурной столицы России, декларирующей умение хранить национальное достояние. Именно культурная и историческая насыщенность петербургского ландшафта привлекает сотни тысяч туристов, а не желание лицезреть балаганы под окнами Эрмитажа. Подобное действо вокруг "Александрийского столпа" разрушает петербургский стиль – одно из главных наших достояний.
Кинофестивали – хорошее и нужное дело. Их проведение в Петербурге можно только приветствовать. Но способ их организации не должен угрожать культурной безопасности города. В Петербурге достаточно места для проведения подобных мероприятий. В частности, организаторам фестиваля предлагаются обширные дворы здания Главного Штаба, расположенные в непосредственном соседстве с Дворцовой Площадью.
Глубокоуважаемая Валентина Иванова, до предполагаемого фестиваля остается более полугода. Еще есть время для серьезного анализа проблемы. Никакие коммерческие выгоды, никакое удовлетворение чьих бы то ни было личных интересов не оправдывает неизбежность тяжелых издержек, которые странным образом не учтены теми, кто санкционировал выбор места проведения фестиваля. Мы уверены, что руководству города необходимо вернуться к этому вопросу".
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру