"Чтоб ты сдохла!*" - пожелал подруге пятый «а». На самом деле они написали "здохла", поскольку и писать-то еще толком не научились.
«Это тебе - письма от друзей, от одноклассников» - Яна с улыбкой протянула маленькой дочке огромный бумажный пакет. Оберточная бумага была розовой, в цветочек - как на день рождения или Пасху.
Яна никогда в жизни не читала чужих писем. И уж тем более - эти письма, переданные классной руководительницей пятого «а» для ее дочери, которая в конце учебного года расхворалась и оказалась в детском санатории под Петербургом. «Ребята, наверное, скучают без тебя, здоровья желают», - еще раз улыбнулась Яна.
Анюта осторожно развернула красивую подарочную бумагу и вынула пачку кривого почерка записок с рисунками. «Чтоб ты сдохла!» - резанула первая фраза. От рисунков, которыми советские неандертальцы мелом заполняли стены вонючих привокзальных сортиров еще в 70-е, к горлу подступила тошнота. Розовый конверт с «лягухами» упал на пол...
То, что это была, как любят говорить взрослые, спланированная акция, узнается позже (няньки, гувернантки и горничные в разных семьях пятиклассников обнаружат черновики этой мерзости). Еще позже шестнадцать детей подтвердят свое участие в написании этих писем. Писали и девочки, и мальчики. Писали либо анонимно, либо подписывались именами других детей, не участвовавших в акции, совершая тем самым двойную подлость. Использовали такие слова, которые озабоченные мужики в казармах не всегда произносят вслух. Плохо знакомые с анатомией, вырисовывали только те части тела, которые прилюдно не принято оголять. А они оголили - мерзко и похабно. Сотрудница, снимая ксерокс с этих писем, охнула: «Господи, какой ужас! Какая гадость!».
Мама Ани - Яна - два дня была в ступоре. О письмах она узнала от классной руководительницы, а та - от няни одного из писавших письма детей. В ступоре была и классный руководитель пятого «а», которая потом в ужасе призналась, что именно она, по сути, спровоцировала эти письма: «Ребята, - сказала она, - заканчивается учебный год, и Аню, которая до сих пор в санатории, мы увидим лишь осенью, когда вместе придем 1 сентября в 6-а. Ей, наверное, скучно без нас. Давайте напишем ей письма».
И ребята, хорошие дети своих хороших родителей, ученики элитной гимназии, написали: «Чтоб ты сдохла! Ненавижу!».
Яна с Сашей, родители Анюты, не считают, что гимназия, в которой учится их дочь, - элитная. «Ну какой я - элита? - удивляется Саша. - Так, средний бизнесмен: хорошая квартира, хорошая машина, да семью могу содержать - вот и все богатство. А то, что именно эта гимназия, - так мы недалеко живем. К тому же там чудные, высококвалифицированные и душевные педагоги».
Если свои предпринимательские способности Александр, бывший советский старпом парусного судна, оценивает скромно, то престиж Аниной гимназии слегка занижает. Еще в 80-е в подобные ленинградские школы (где тебе - и английский, и испанский) везли на Петроградку своих детей разные именитые родители города. Да и сейчас родители ребят из пятого «а» вроде и простые петербуржцы, а вроде и не очень: у мамы одного мальчика - собственный салон красоты, папа и мама другой девочки - руководители какой-то «металло-нержавейной конторы»...
А вот у Анжелики папа и вообще - «большой начальник»: если не первое лицо в городе, то уж и не ниже третьего. Говорят, что именно с приходом Анжелики в этом классе два года назад и начался среди ребят некий раздрай: ссоры, деление на кланы и даже интриги.
- Понимаете, Анька - лидер класса, - говорят Яна с Сашей о своей дочери. - Но она лидер - неформальный, она ничего не делает для того, чтобы понравиться. Ведь для того, чтобы нравиться, никакие папины деньги, никакие двойки-пятерки не перевесят. А те, кому не хватает истинных лидерских качеств, природного обаяния, пытаются поднять свой рейтинг искусственно. Да вы сами с нашей дочерью поговорите, хотите - без нас, мы дочери доверяем.
Одиннадцатилетняя Аня действительно не может не нравиться. Такая же миниатюрная и красивая, как мама (в свое время Александр встретил крымскую гречанку Яну в Керчи: «Стоит под пальмами на берегу такая красавица... Я как увидел, ну, думаю, все - пропал...». Он и вправду пропал, поскольку был до этого женат. От детей от первого брака не отрекся, но закрыть глаза на свое счастье не мог: развелся и женился второй раз). А если к красоте Анюты добавить обаяние, искренность и непосредственность, то перед вами образ девочки, в спину которой зимой летит самое большое количество мальчишеских снежков, из-за дружбы с которой могут перессориться и девчонки.
До настоящих мужских дуэлей, думается, дойдет лет через пять. Пока же маленькая Аня умудрялась дружить со всем - исключительно со всем - классом. До тех пор, пока в этом классе не появилась новенькая - Анжелика.
Надо заметить, что Анжелика - тоже красивая девочка, и тоже пошла в свою эффектную маму. Еще весной нынешнего года в одном из фирменных магазинов детской одежды в аккурат на противоположных стенах висели портреты и Ани, и Анжелики, демонстрирующих какие-то шубки-курточки; а фотохудожники, занимающиеся рекламой, в детском обаянии толк знают. Но то ли помимо симпатичной мордашки надо что-то еще иметь, то ли растерялась Анжелика в качестве новенькой, то ли понадеялась на бесспорный в городе авторитет папы... Только с ее приходом в классе... ничего не изменилось. К новенькой отнеслись тепло и дружелюбно, но весь класс не просто не отвернулся от Ани, но продолжал всем скопом с ней дружить. А Анжелике, похоже, хотелось широкой популярности и лидерства единоличного.
- Аня, - спрашиваю я симпатичную малышку, - вот в мои школьные годы девочка была популярна только по двум причинам: либо очень хорошенькая, либо из-за пятерок. У вас - так?
- Нет, совсем не так, - морщит лоб девочка. - У нас в классе очень ценятся три вещи: какая у тебя одежда, какая машина и какая квартира.
- Но ведь все это - не ваша заслуга, а результат работы родителей.
- Так от родителей все и зависит. Чем выше родители, тем ты популярнее.
- И какие родители ценятся выше?
- Бизнесмены. Потому что там - денег больше.
- Значит, твой папа-бизнесмен - самый главный?
- Что вы, - заливается в смехе от непонятливости тети-журналистки Аня. - Самый главный папа - у Анжелики.
- Но ведь он - не бизнесмен.
- Но он - выше, потому что он большой начальник. Он - начальник всех начальников. Его по телевизору часто показывают. И даже теперь Анжелику иногда...
- Стало быть, на этом уровне размер квартиры в расчет уже не идет...
- Нет, не идет. Тем более что и у Анжелики, и у нас квартиры одинаково большие. Только у нас - лучше.
- Все-таки - больше?
- Нет, лучше. У них квартира вся белая (как у папы офис), а у нас в каждой комнате - свой интерьер. У меня комната - в восточном стиле (знаете, такие теплые тона), кухня - в деревенском стиле (дерево, веселые занавески). В общем, лучше.
Прошу не удивляться: Аня учится еще и в художественной школе: хочет стать либо дизайнером мебели, либо фотохудожником и ждет, когда родители подарят ей фотоаппарат-«цифру».
- А ты тоже себе друзей выбираешь по принципу - у кого какой папа?
- Ну что вы, - огорчается девочка, - мне без разницы, какой у кого папа, лишь бы мальчик или девочка хорошими были.
- А как выбирает себе друзей Анжелика?
- А она не выбирает. Она - перетягивает на себя.
- Как это?
- Ну, например, подарки дорогие дарит ребятам. Знаете, не каждому родители могут игрушки купить в магазине «Холлмарк» (магазин дорогих игрушек и сопутствующих товаров. - Авт.).
Учителя собрали детей. Показали письма. Дети сидели и ухмылялись. Первая реакция писавших: «Ну и что? У нас, у девочек, в письмах матов нет!». Первая реакция не писавших: «Мы ничего не знали. А если бы знали? Мы не стукачи...».
Тогда классная руководительница от спокойного тона перешла к резкому (двое из детей покраснели); тогда она стала, не выбирая выражений, зачитывать эту мерзость вслух (двое из детей заплакали).
А потом было родительское собрание. На маленькие парты, за которые с трудом уселись длинноногие мамочки, легли ксерокопии писем.
Поначалу некоторые родительницы, точь-в-точь, как их дочки, лишь улыбнулись «шалостям» деток. Потом несколько женщин схватились за щеки, полыхавшие маковым цветом. Потом одной маме стало плохо, и она выскочила в коридор.
Потом говорили учителя: умные, мудрые, встревоженные женщины.
Учительница русской словесности вспомнила, как недавно дети писали сочинение. Им показали два ряда фотографий (красивая, гармоничная природа и гринписовские снимки, на которых - поруганная цивилизация) и попросили выразить свои чувства. Очень многие сочинения не получились: они были написаны холодно и дидактично. «Я это напрямую связываю с тем, что у детей не развита способность чувствовать другого человека. Дети сосредоточены на себе, на собственной тяге к удовольствиям. Они не понимают, что дом существует тогда, когда существуют человеческие связи, как внутри дома, так и за его пределами. Дом - это мир, который человек устанавливает в отношении своих близких. А для них дом - это образ комфорта, это не маленький котенок, это - занавески... Один философ сказал, что наше человеческое достоинство проявляется по отношению к животным. Я спрашиваю их: дети, вы когда-нибудь наблюдали за животными? Один мальчик встает и говорит: я однажды поранил воробья и полтора часа наблюдал, как он мучается. И все сидят и смеются... Те дети, у кого не получились сочинения, о которых я говорила, - авторы этих писем. И письма эти - закономерный итог года, прожитого в мире, созданном по эгоцентрической модели».
Классная руководительница, симпатичная молодая женщина, сказала: «Я всегда знала, что чужие письма читать нельзя. Об этом знала и Яна, мама Ани. Поэтому она и повезла в санаторий конверт нераспечатанным. А теперь я думаю... Если у меня когда-нибудь будут дети... Может быть стоит, взяв грех на душу, заняться цензурой, чтобы постараться уберечь их от этого кошмара?».
Мы сидим с Аниными родителями в красивом во все времена года сквере у Александринского театра.
- Яна, вы убеждены, что автор этой жестокой затеи - девочка Анжелика?
- Да, мы знаем это. Об этом и учителя говорили, и ребята, которые звонили Ане после случившегося.
- Саша, а вы могли бы представить, что ваша дочь однажды приняла бы участие в подобной жути?
- Мои дети не могут такого сделать.
- Но так думают все родители о своих детях. Однако некоторые - сделали.
- Знаете, я бы в первую очередь стал в себе разбираться.
Яна: - Я бы стала себе задавать вопросы. Но сперва бы смертельно расстроилась, что смогла так дико воспитать своего ребенка.
- А ваша девочка сказала мне, что никогда в жизни ничего подобного не смогла бы сделать. И не потому, что мама с папой так ее научили, а потому что она откуда-то знает это сама. Откуда?
Яна: - Может, она видит, что мы с мужем не делаем гадости исподтишка. Я могу что угодно сказать прямо человеку, но никогда ничего не буду делать за спиной, а потом говорить: «Это не я».
Через несколько дней - 1 сентября, и шестой «а» соберется на свою первую в учебном году линейку.
Анюта не боится идти в школу: она считает, что у нее в классе - несмотря ни на что - много друзей.
С какими чувствами идет в школу Анжелика, я не знаю.
И только один вопрос возникает у меня в голове, когда, включив телевизор, я вижу Анжеликиного папу: а он-то знает обо всей этой истории? И если знает, то какие вопросы он задал своей красивой девочке?
Галина Леонтьева
Полную версию этой истории вы можете узнать в газете «Ваш тайный советник», которая выйдет в свет в понедельник, 29 августа.
Истинными в материале являются имена родителей, имена детей - изменены.