Сегодня в Петербурге открывается совещание ОАО «Российские железные дороги». Как пишет «Коммерсант», значительная часть мероприятия будет уделена организации высокоскоростного сообщения между Северной столицей и Москвой. Железнодорожники считают, что скоростные поезда должны на 70 процентов сократить количество клиентов авиакомпаний.
Так, в 2010 году всего из Москвы в Петербург будет перевезено 9,1 млн человек, из которых 8,6 млн - поездами и лишь 0,5 млн - самолетами. Эти данные кардинально разнятся с показателями, существующими на данный момент: в 2004 году общий поток пассажиров составил 7,7 млн человек, причем на долю железных дорог пришлось 6,2 млн, авиакомпаниям досталось 1,5 млн. Таким образом, прямые потери авиаперевозчиков могут составить 1 млн пассажиров. Свой прогноз РЖД основывает на европейской практике, которая показала, что на расстояниях в 300-800 км скоростные поезда конкурентоспособнее, чем авиакомпании. На днях РЖД и Siemens договорились о том, что нынешним летом подпишут соответствующий контракт, а в 2007 году пустят на линии Петербург-Москва первый поезд. К этому же времени будет готова и сама трасса, на которой поезда смогут развивать скорость 250 км/ч.
Между тем, конкуренция между железной дорогой и авиацией в борьбе за обеспеченного пассажира на направлении Москва - Петербург пока складывается не в пользу РЖД. По оценкам участников рынка, большинство платежеспособных путешественников предпочитают путешествовать самолетами, потому что они летают гораздо чаще, чем отправляются поезда. Если прогнозы железнодорожников сбудутся, то воздушные перевозчики понесут большие потери: линия Москва - Петербург является самой прибыльной в России благодаря состоятельному пассажирскому контингенту и относительно небольшому расстоянию между городами.