Московская фолк-рок группа «Мельница» собрала огромную аудиторию в Петербурге. Еще бы, - музыканты привезли к нам свой второй альбом. Несмотря на ажиотаж, корреспонденту «Фонтанки» удалось пообщаться с музыкантами.
На минувших выходных в Петербург приехала московская фолк-рок группа «Мельница». Ее выступление в крупнейшем петербургском рок-клубе «Старый Дом» собрало невиданную даже для работников клуба аудиторию. Еще бы, «Мельница» привезла к нам свой второй альбом. Несмотря на ажиотаж, корреспонденту «Фонтанки» удалось пообщаться с музыкантами. Встреча прошла в музыкальном салоне 505, в рамках проекта «505 вечеров». В разговоре приняли участие лидеры группы – вокалистка Наталья О’Шей, гитарист и вокалист Алексей Сапков и директор коллектива Алексей Переверзев.
- Несведущие люди часто принимают вас за петербургскую команду. Почему?
Наталья О’Шей: Наверное, потому, что мы часто и с удовольствием ездим в Петербург.
- Но ведь многие ездят.
Наталья О’Шей: Мы видимо ездим именно с УДОВОЛЬСТВИЕМ.
Алексей Сапков: Да, кстати. Это существенный момент.
Наталья О’Шей: Мы обычно не приезжаем так, что нас сразу развозят от Московского вокзала, и мы не знаем, где мы находимся, а куда нас сейчас повезут, а это что. Можно прогуляться до музея восковых фигур и зайти в Эрмитаж. Мы так не делаем. Мы хорошо и давно знаем Петербург, у нас тут есть друзья. У меня вообще здесь квартира. На улице Гороховой. Где, замечу, во дворе трансформаторную будку замаскировали под мельницу, когда делали ремонт двора.
- Это как-то так случайно получилось?
Наталья О’Шей: Это получилось случайно. Видимо, колебания эфира произошли и вот они сделали эту мельницу.
Алексей Сапков: ... материализовалась...
- А бывает так, что в Петербурге какие-то песни исполняете впервые?
Алексей Сапков: Вот, кстати, было. На прошлом концерте.
Наталья О’Шей: Да-да, было. У нас была премьера песни в Петербурге.
- Говорят, петербургская публика холодная. Внутри переживает, а вот внешне...
Алексей Сапков: Что-то мы не замечали.
Наталья О’Шей: Нет, это не так. Петербургская публика скорее адекватная. Московская публика может и веселее, и горячее, но ее иногда начинает «нести». И это бывает немножко трудно на концертах. А питерская публика она как раз именно адекватная.
- Мне еще кажется, что московская публика... если я ошибаюсь, то поправьте меня, все-таки, в Москве бываете чаще...
Наталья О’Шей: ... Да, приезжаем иногда концерты давать...
- ...так вот, мне кажется, что московскую публику «колбасит» везде и всегда. А петербургская публика - если группа нравится - отзывается, если нет - то от нее ничего не дождешься.
Наталья О’Шей: Главное, что в Петербурге всегда саму музыку слушают.
- Вы записывали свой новый альбом «в цифре». Фолк-группа и цифровые технологии. Нет ли тут противоречия? Не проще ли было бы с аналоговой записью?
Наталья О’Шей: Я уже год разрабатываю некую концепцию...
Алексей Сапков: Я, кстати, не знаю про это ничего...
Наталья О’Шей: Никто не в курсе, потому что я разрабатываю ее тайно. Она у меня зрела и вот сегодня она у меня дозрела.
Алексей Переверзев: Даже я про это узнал 20 минут назад.
Наталья О’Шей: Я как раз шла на пресс-конференцию и думала: «Вот сейчас я скажу, вот сейчас я скажу». И вот теперь я, наконец, скажу. Нас периодически спрашивают: «Вот вы фолк-группа, зачем вы пишетесь на цифру?». Мне недавно написали: «А почему у вас короткая стрижка? Мы думали, что у «фолковой» девушки должны быть длинные волосы». На телевидении меня ведущая прямо в лицо спросила «А почему вы так выглядите?».
Алексей Сапков: ... почему вы в джинсах...
Наталья О’Шей: Угу, почему вы в джинсах и каком-то гламурном топе. Я говорю: «А как я должна выглядеть?» «... ну мы думали, что должна быть фолковая девушка в полотняной юбке, волосах, фенечках». Почему? Кто вам сказал, что фолковая девушка должна быть именно такая? А во вторых, кто сказал что «Мельница» - такой уж прямо фолк.
- А вот написано даже – фолк-роковая группа.
Наталья О’Шей: Фолк-роковая! Именно. То, что мы именно фолк-РОК, это очень важно.
Алексей Сапков: Есть хороший человек питерский - Ди Курцман из группы The Dartz, которого наверняка многие знают. Он очень хорошо по этому поводу однажды написал, даже целую статью накатал по этому вопросу. Есть некоторая путаница в понятиях, что такое «фолк». Есть понятие, которое пришло из американской культуры, американской музыки. И есть понятие «европейского фольклора». Это, на самом деле, довольно разные вещи. По его мнению, с которым я, в принципе, согласен.
Наталья О’Шей: Да, я тоже так думаю.
Алексей Сапков: Для американцев фолк - это все что может исполняться и циркулировать в народе. То есть, если брать какой-то очень техничный жанр – электронную музыку или металл, где требуется владение тем-сем-пятым-десятым, то это не фолк, с точки зрения американца. А вот если взять какую-то песню Боба Дилана, которую под гитару можно исполнить – это уже фолк. Хотя музыка авторская, и нельзя сказать, чтобы у Боба Дилана были совсем уж фольклорные мотивы. С американской точки зрения - мы абсолютный фолк. Наши песни поются под гитару. Мы даже по телевизору это случайно видели.
- Себя?
Алексей Сапков: Нет, не себя. Просто люди сидят у костра и поют нашу песню.
Алексей Переверзев: Очень часто вижу в переходах.
Наталья О’Шей: О, в переходах постоянно.
- Авторские требуете?
Алексей Сапков: Да нет, какие авторские. С другой стороны, есть европейский фольклор, под которым имеется в виду именно народная музыка. «Традишионал». Музыка из глубины времен. Это две разные ипостаси фолка и мы, в какой-то степени, их объединяем. Мы, конечно, пользуемся какими-то традициями. Мы не оторваны от них.
Наталья О’Шей: Но опосредовано. Мы не можем ткнуть пальцем, из какой фольклорной традиции мы черпаем.
- Из кельтской.
Наталья О’Шей: Нет, есть и русская, и скандинавская, и в любом случае это не является определяющим. В особенности с нашими собственными текстами – в большинстве случаев даже я не могу сказать точно, откуда всё пришло. Очень сложно сделать географическую привязку. Сказать где на земле, на планете, могло происходить действие вот этой конкретной песни.
Алексей Сапков: Общая аура только какая-то.
- Тогда в фентези-мире?
Алексей Сапков: И это тоже не правильно. Потому что тексты, в общем-то, не фентезийные.
- Возвращаясь к записи – у аналоговой ведь звук мягче. Именно поэтому вопрос задавался.
Алексей Переверзев: Как технический представитель группы я могу сказать, что современная цифровая запись уже далеко шагнула. Она позволяет сделать много более интересное звучание, чем аналоговая.
- И у вас была возможность пользоваться современными возможностями?
Алексей Переверзев: на студии «Миллениум», где мы работали над альбомом, есть все что возможно.
- Просто приходилось разговаривать с продюсерами попсовых групп - они пользуются западными студиями. Говорят, что любая запись на самой лучшей московской студии по уровню является только демкой для западного лейбла.
Алексей Переверзев: Тут дело не в технологиях. Тут дело в людях.
Алексей Сапков: Там просто очень богатые традиции записи всего и вся. У нас, к сожалению, очень многое было в подполье. Большая часть музыки, которая сейчас звучит, из него пришла. И неоткуда взяться такой традиции.
- Другими словами, если бы вам предложили выбор – вы пишетесь на московской замечательной студии со своим звукорежиссером или с никому не известным звукорежиссером на студии Питера Гэйбриела – вы бы что выбрали?
Алексей Сапков: Это сложный вопрос.
Алексей Переверзев: Мы бы взяли своего звукорежиссера и поехали на ту студию. Вообще, есть разница в понятиях звукорежиссер и саунд-продюсер. В их понимании - звукорежиссер это скорее звукоинженер. Так вот, мы бы взяли своего саунд-продюсера и звукоинженера со студии Габриела.
- А вы знаете, что очень часто позиционируетесь на готик-порталах?
Алексей Сапков: Есть такой момент.
- И как объясняете?
Алексей Сапков: А тут поработало другое щупальце спрута под названием «Мельница». Есть же, на самом деле, один из готических жанров – даркфолк. И у нас есть вполне подходящие под него вещи.
Наталья О’Шей: Особенно на новом альбоме. Он более такой... дарковый.
- Мы снова подошли ко второму альбому. Что в нем нового?
Наталья О’Шей: У нас появились новые инструменты для начала. У нас появилась бас-гитара и ударные.
- То есть, вы уже не акустическая группа.
Алексей Переверзев: Бас-гитара, вообще говоря, в чистом виде акустика по своей сути. Просто она в силу своих физических свойств требует усиления.
Алексей Сапков: У нас очень разнообразный репертуар. Новые песни просто требовали этого, хотели.
Наталья О’Шей: У нас достаточно давно лежали некоторые мои песни, которые мы не могли достаточно адекватно сделать с составом «Мельницы» таким... облегченно-классическим, каким он был изначально. И только когда мы решили попробовать поэкспериментировать, добавить бас-гитару и ударные, то тут они и зазвучали. Тут и стало понятно, чего собственно они хотели.
Алексей Переверзев: Причем сначала этот эксперимент был проведен на концерте.
Алексей Сапков: Ну, там двоякое соображение было. Во-первых, попробовать бас-гитару, в тех песнях, где мы этого давно хотели. А с другой стороны, конечно, зал ДК Горбунова большой. Его нужно было раскачать...
Наталья О’Шей: ... заполнить звуком. Эксперимент удался. Причем мы продолжаем делать песни и без баса. Все зависит от направленности песни. И у нас далеко не всегда все участники группы задействованы. У нас есть на альбоме песня, в которой нет виолончели. Ну нет ее там. Не нужна в аранжировке. И поэтому ее там нет. Есть песня, где две гитары и флейта и всё.
Алексей Сапков: Да, нас часто спрашивают "зачем вас так много на сцене". Сколько нас там, 8 человек?
Наталья О’Шей: Потому что Аллах любит большое разнообразие.
Алексей Сапков: Вопрос этот возникает у людей, которые не в курсе. «Вам что, все это всё время нужно?". Да нет, боже упаси. У нас, конечно, есть песни, где это все не нужно. Можно уйти за кулисы, подождать, водички попить.
- И в новом альбоме проявилось все это разнообразие?
Алексей Сапков: Он, на самом деле, немножко другой по концепции. Если первый альбом был немного сказочный, где-то немного барочный, с завитушечками...
Наталья О’Шей: Акцентировано акустический, я бы сказала.
Алексей Сапков: Сугубо акустический и, в значительной степени, лирический. Очень много мягкой лирики. То здесь ситуация немножко другая. Здесь мы взяли более жесткие песни. Тут очень много о любви и о смерти. Практически каждая песня. В каком-то смысле это случайно получилось. Он мрачноватый.
Алексей Переверзев: Несмотря на живость его звучания.
Алексей Сапков: Да, мрачный не в смысле «скучный» и «загрузный». Просто о смерти, и о любви.
- Готический?
Алексей Сапков: В каком-то смысле, да. И песни сами собой клались одна к другой. Складывались вместе. Нельзя было что-то другое поставить. Они все вместе хотели быть в одном альбоме.
- Насколько вы довольны полученным результатом?
Наталья О’Шей: Мы, конечно, недовольны. Это понятно. Потому что мы не можем быть им довольны. Это нереально.
Алексей Переверзев: Как только станем довольны, сможем уйти на пенсию.
Наталья О’Шей: На мой взгляд... я вообще достаточно пессимистично была настроена.... Потому что мы довольно долго и мучительно его писали. У нас были эксперименты, проблемы, трудности. Причем всякие дурацкие. Но в итоге, когда я послушала уже полностью сведенный и отмастеренный альбом, я подумала – а даже, как-то, и ничего... От некоторых вещей даже у меня, автора песен, знающего всю изнанку... даже у меня в некоторых местах волосы на затылке дыбом то встают. В итоге получилось лучше, чем я ожидала.
Алексей Сапков: Тут есть просто два способа восприятия. Один – как автор, как человек, который это делал. Другой, как обычный слушатель, который пришел с чистым сознанием. Мы сейчас еще так не можем. Послушать как слушатель. Пока. Поэтому сейчас мы не можем еще достаточно адекватно оценить результат своей работы. Мы сейчас слушаем какие-то технические подробности наших возможных «косяков». С первым альбомом, когда мы его только записали – я не мог его нормально послушать. Я все время за что-то цеплялся – вот здесь надо было так сделать, а тут неплохо получилось... Прошел год и я вдруг решил поставить послушать. И я послушал его между делом, не концентрируясь, как обычную музыку. И подумал: «а ничего на самом деле, нормально».
Наталья О’Шей: А я так до сих пор не могу первый альбом слушать. Тем более еще более ранние мельничные записи. Я вижу нашу эволюцию, вижу свою собственную эволюцию. У меня вокал очень изменился за эти годы. И я все это слышу. Слышу огрехи записи, где что не так сыграли.
- Но в таких записях есть прелесть начала, которую уже нельзя воссоздать.
Алексей Сапков: Да, конечно. К тому же мы начинали писать первый альбом вообще как группа малобюджетная. Не было ни издателя, вообще ничего не было. Нам очень помог Ник Перумов, большое ему спасибо.
Наталья О’Шей: Помог нам финансово.
Алексей Сапков: Просто знакомые подсунули ему нашу запись, и он сказал: «это круто, давайте им поможем».
- Вы познакомились?
Алексей Сапков: Да, конечно. Познакомились, но уже потом. После того как он денег дал.
Наталья О’Шей: Да мы буквально бегом встретились в метро «Филевский парк», он выдал конвертик и помахал ручкой.
- А на ваших концертах он был?
Алексей Сапков: Нет, к сожалению. Он живет в Америке. Я надеюсь, он, как-нибудь, все-таки, попадет в Россию так, чтобы это получилось. Он приезжал, но все время в «межсезонье». Лето, когда все разъезжаются и концертная деятельность замирает. Так что, если объективно оценивать с первым альбомом, нам весьма повезло. Это мы уже потом нашли издателя - благодаря Леше Переверзеву. Он нас туда привел на CD-land. А там сказали: давайте издавать. И сильно удивились результату.
Алексей Переверзев: Да, для рекорд лейбла было открытием, что такая музыка может быть востребована.
Алексей Сапков: Тогда вышел первый альбом группы «Звери». Поскольку издатель один - я про них говорю... и мы за первый месяц продаж альбома продали всего раза в три меньше, чем они. Притом, что мы нигде не звучали. Для нас самих это было большой неожиданностью.
- Как вы это объясняете?
Наталья О’Шей: Мы народ и играем народную музыку.
- Столько народных фолковых групп.
Наталья О’Шей: Я говорю не об этом. Мы народ и играем свою музыку для народа. Поскольку мы народ, то другой народ эту музыку понимает.
Алексей Сапков: На самом деле тут еще очень мощное промоутерское агентство сработало: «один мужик дал послушать».
- Сарафанное радио...
Алексей Сапков: Сарафанное радио это, все-таки, нечто другое. Подразумевает наличие сарафана. Но, в принципе, верно. Расползлось само по себе и так получилось, что первый альбом был уже достаточно ожидаем.
Алексей Переверзев: Не достаточно. Очень ожидаем.
Алексей Сапков: А потом уже альбом очень много новых людей привел. А так насчет музыки для народа это, как ни странно, правда. Вот у Леши есть история про таксиста.
Алексей Переверзев: Ехал я на такси на один из концертов группы. В это время в течение недели некое радио «Тройка» начало ротировать две наши песни – «Горца» и «Дорогу сна».
Алексей Сапков: Наши друзья, которые тоже очень полюбили группу – пристроили.
Алексей Переверзев: И как раз попадаю на то, что у таксиста играет наша песня. Я все это тихо прослушиваю и спрашиваю – "ну как группа то?". Он говорит – "отличная группа". У нас весь таксопарк ее слушает.
Наталья О’Шей: Группа «Мельница» - любимая группа московских таксистов!
Алексей Сапков: Кто-то из друзей тоже рассказывал – «подъезжал», везет некий московский азербайджанец, у него играет альбомчик мельничный.
- И при этом группа особо нигде не мелькает.
Алексей Переверзев: Потому что те, кто занимается пиаром, не очень воспринимают нас, как коммерческий материал. Не верят и не могут понять, что это может быть востребовано.
- А может это и хорошо, что есть такой момент тайный. Потихонечку все захватите.
Алексей Переверзев: Подпольная революция. Что-то в этом есть.
Беседовал Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру