Вскоре на берегах Невы обновят историю Российских железных дорог. И сделают это сотрудники школы реставраторов Государственного Эрмитажа.
К такому решению на минувших выходных пришли главы двух ведомств, до нынешнего времени никогда не сидевших за столом переговоров. Это президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Но 9 октября доказало: если что и может объединить столь разные сферы человеческой жизни, так это искусство. Потому что именно в этот день Геннадий Фадеев и Михаил Пиотровский подписали протокол о намерениях в области подготовки и реализации программы сотрудничества между Эрмитажем и ОАО «РЖД».
В рамках этой программы Эрмитаж и РЖД будут проводить совместные общероссийские культурно—просветительские акции, а сотрудники обеих структур – консультировать друг друга.
Венцом сотрудничества должна стать реставрация живописного полотна протяженностью 942 метров под названием «Великий сибирский путь» кисти художника и публициста 19 века Павла Пясецкого. Огромная панорама, запечатлевшая тысячи верст железнодорожного пути с берегов Волги на восток, многие годы была недоступна посетителям музея. Она хранится в запасниках Государственного Эрмитажа.
- Экспонировать эту картину невозможно. – рассказал Михаил Пиотровский. – Считанные разы мы ее доставали из запасников – в частности, для демонстрации в Бонне.
Не видел ее и Геннадий Фадеев, который готов от имени своей компании выложить миллионы долларов на реставрацию «Великого сибирского пути (Транссибирская железнодорожная магистраль)».
- Я только подержал в руках сложенные холсты, - поделился он с «Фонтанкой». - Но в реальности картину никто не видел.
Теперь же десять рулонов акварели развернут и отреставрируют, после чего создадут фрагментарные копии и полноформатные репродукции панорамы, а также электронные версии картины. С полной публикацией «Великого сибирского пути» будет подготовлено и выпущено научное издание. Обсуждается и возможность создания видеоверсии панорамы в рамках выпуска научно-образовательных телевизионных программ и видеофильмов, посвященных истории железнодорожного транспорта.
В ближайшее время специалисты оценят, во сколько обойдется «РЖД» реставрация картины, будет утверждена смета расходов и после этого – подписано само Соглашение. До этого момента сумма достигнутых согласий между Эрмитаже и «РЖД» не называется.
"Могу сказать одно: по уставу нашей компании я имею право заключить сделку на 100 миллионов долларов, – сообщил «Фонтанке» Геннадий Матвеевич. И, как бы в оправдание, добавил: - Мы – вторая в России компания после «Газпрома». Неужели Транссиб как одно из величайших свершений нашей страны не заработал на то, чтобы оживить себя в картине?"
Оказывается, сначала «РЖД» даже хотело выкупить у Эрмитажа картину Пясецкого, но, как пояснил Михаил Пиотровский – «никто бы вам ее не продал». Поэтому пришлось ограничиться реставрацией.
Обновлением картины займутся сотрудники Эрмитажа. "Мы доверяем только своим мастерам, они будут работать над картиной в нерабочее время", – рассказал «Фонтанке» Пиотровский.
- Это правильно, - подхватил Геннадий Фадеев. – Михаил Борисович все держит в своих руках. Мы вот тоже все сами делаем. Чтоб не растащили...
Возможно, что «Великий сибирский путь» положит начало тесному сотрудничеству «РЖД» и Эрмитажа, связанного с реставрацией картин на железнодорожную тему. По крайне мере, Михаил Пиотровский пообещал составить список «железнодорожных полотен», хранящихся у них в запасниках, для дальнейшего предъявления его Геннадию Фадееву.
Напомним, что Павел Яковлевич Пясецкий родился в 1843 году. После окончания гимназии будущий автор "Великого Сибирского пути" поступил в Московский императорский университет на медицинский факультет. Получив диплом врача, защитил докторскую диссертацию и перебрался в Петербург, где служил в Главном военно-медицинском управлении, а врачебную деятельность совмещал с учебой в Академии художеств. Полтора года вольнослушателем занимался в мастерской художника П. Чистякова. А потом - пятнадцатимесячная научная экспедиция в Китай. Как врач П. Я. Пясецкий лечил членов экспедиции, как художник — писал акварельную панораму Китая. Вернувшись домой, продолжал доделывать картину. Одновременно работал над двухтомной книгой записок "Путешествие по Китаю в 1874–1875 годах (через Сибирь, Восточный и Северо–Западный Китай)". 72–метровое полотно было готово, когда разразилась война на Балканах. В 1877 году П. Я. Пясецкий оказался в местах сражений. Опять же - как военврач и как художник. Там им были созданы две балканские панорамы. Потом последовали другие картины. Писал живописец на листах плотной бумаги шириной в полметра, листы склеивал между собой, потом наклеивал для придания прочности на холст. В общей сложности Пясецким было создано два десятка картин.
Панорама Транссибирской железной дороги была выполнена по заказу Управления Сибирской железной дороги художником и публицистом Павлом Пясецким между 1897-1903 годами.
В 1900 году панорама была показана на Всемирной выставке в Париже. Эпизоды картин были вставлены в окна специально построенных железнодорожных вагонах, внутри которых имитировалось движение поезда, так что присутствующие могли получить документальное представление о жизни Сибири «из окон вагона». Экспонат был отмечен Золотой медалью, а художник награжден Орденом Почетного Легиона.
Светлана Сергеева,
Фонтанка.ру