Во вторник в Эрмитаже открылось сразу две экспозиции. Правда, первая - "Рембрандт. Жертвоприношение Авраама. Две версии одной композиции" - будет доступна лишь до 13 октября. А вот выставка искусства Индии прописывается в Эрмитаже на постоянной основе.
«Какой Рембрандт рембрандтистей?»
Экспозиция, представленная в зале Школы Рембрандта, дает возможность сравнить две тесно связанные и в то же время различные композиции, отражающие эволюцию творчества. Одна их этих двух картин принадлежит Эрмитажу, а другая мюнхенской "Старой Пинакотеке". Двух "Авраамов" показывают вместе в третий раз. Впервые они экспонировались в таком формате в Дижоне, в рамках большой выставки "Рембрандт и его школа". А затем их экспонировали в Мюнхене. Теперь "немецкую" картину привезли в Петербург.
Самое раннее упоминание эрмитажного "Жертвоприношения Авраама" относится к 1736 году. Полотно было написано в 1736 году и украшало Лондонские апартаменты английского премьер-министра Роберта Уолпола (1676-1745). В 1779 году Екатерина II купила коллекцию Уолпола.
Некоторые ученые считали мюнхенскую картину принадлежащей перу Рембрандта. В исследованиях других упоминался его ученик – Фердинанд Бол. Многие художники мастерской Рембрандта исполняли вариации на тему работ учителя, продававшиеся под именем самого мэтра. "Об этих двух картинах давно идет спор: какой из Рембрандтов рембрандтистей, - прокомментировал Михаил Пиотровский. - Когда видишь их вместе, становится очевидно, что наш". Многие искусствоведы уверены, что картины написаны разными живописцами. И именно автор мюнхенского полотна творил "по мотивам".
Индийское оружие на мирной выставке
Вчера открылась после капитальной реставрации и выставка искусства Индии. В работе над этой выставкой принимало участие правительство Индии. Впервые широко представлено индийское оружие - его эрмитажная коллекция одна из лучших в мире. Включены в композицию предметы, принадлежавшие до 1945 года берлинскому Музею народоведения.
Представлена скульптура раннего и позднего средневековья, мелкая бронзовая пластика XIV-XIX веков, миниатюрная живопись могольской, голкондской, раджапутсской и др. школ, изделия из слоновой кости и нефрита.
Самые ранние памятники на выставке связаны с искусством буддизма, возникшим в VI веке до н.э. Это "ведики", фрагменты ограды, окружавшей Буддийскую ступу в Бодхгайе - месте Просветления Будды.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру