Двести лет назад часы фирмы Бреге были так популярны, что на один подлинник приходилось до 500 подделок. Но совершенно точно то, что все часы на выставке Бреге в Эрмитаже, которая открылась сегодня, - подлинные. Среди них военные часы с шагомером, принадлежавшие Александру I, каретные часы Наполеона Бонапарта, имперские представительские часы с выгравированными картами России и Петербурга, хронометры и многое другое.
Эти часы не столько роскошны, сколько технически совершенны и гармоничны. Отказавшись украшать часы жемчугом, эмалями и драгоценными камнями, Бреге делал упор на изящную отделку циферблата, стрелок и корпуса, а также постоянно вводил всевозможные технические новшества: оснащал часы календарем, термометром, автоподзаводом и секундомером. За время жизни Бреге его мастерская выпустила 5000 часов, и среди них не было одинаковых.
Абрахам-Луи Бреге - уроженец Швейцарии. Отчим, по профессии часовщик, послал его учиться часовому делу в Версаль. Деньги, чтобы открыть мастерскую, вскоре нашлись благодаря невесте с большим приданым. В мастерскую Бреге привлекал талантливых часовщиков, дело шло все лучше и лучше, но тут грянула Французская революция, и мастерская Бреге оказалась разоренной.
Но Бреге это не сломило. После революции он начинает активно совершенствовать часовые механизмы и экспериментировать, внедряя новые изобретения. Удача вновь пришла к нему: доходы Бреге росли, а его самого сделали членом Академии наук и Часовщиком военно-морского флота, а также наградили орденом Почетного легиона.
К 1807 году о часах Бреге было уже известно во многих странах, в том числе Англии, Италии и Испании. Но в планах часового мастера было захватить еще и Польшу, Россию, Турцию. В 1808 году посланник Бреге приехал в Петербург, где у него была аудиенция с Александром I. Однако в 1810 году французские товары запретили ввозить в Россию. Российская аристократия все же обходила этот запрет: бывая в Париже, русские князья и графы посещали магазины Бреге и покупали себе часы.
В коллекции Эрмитажа есть 12 брегетов. Шесть часов купили себе в Париже князья Юсуповы, а еще шесть попали в музей из коллекции антикварного магазина Агафона Фаберже, который покупал их у русских аристократов.
Александра Балуева
Фонтанка.ру