Превышение скорости, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, движение на запрещающий сигнал светофора и еще несколько нарушений правил дорожного движения должны наказываться существенно более жестко, чем сейчас. С таким предложением в ближайшее время руководство российской Госавтоинспекции выйдет в Государственную думу России, чтобы внести соответствующие изменения в административном законодательстве.
Водители будут, конечно же, недовольны – вновь заговорят о взятках на дорогах, о государственном рэкете и так далее, и так далее. Однако на сей раз все серьезно, и у большинства здравомыслящих людей сомнений нет: наказания за нарушения ПДД надо ужесточать. Только за последние пять месяцев (с декабря по апрель) в Петербурге и области появились 429 водителей-убийц.
На самом деле, это не эмоции и даже не принцип. Предложения руководителей автомобильной инспекции – результат простой арифметики. Самое интересное исследование проведено сотрудниками Управления ГАИ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В конце прошлого года аналитики Управления задались очень скучным на первый взгляд вопросом: как бы сделать так, чтобы меньше людей гибло при дорожно-транспортных происшествиях?
Вопрос не из воздуха. Только в прошлом году только в ДТП погибли 1488 человек, в том числе 41 ребенок. Статистика, кстати, страшнее чеченской – там в прошлом году погибли 500 военнослужащих, как раз в три раза меньше, хотя на улицах Петербурга и области все-таки пореже стреляют.
И вот несколько офицеров в кабинетах известного здания на улице Профессора Попова сели за компьютеры. Вопрос «как бы сделать так, чтобы меньше людей гибло при ДТП?» подразумевает осмысление наиболее распространенных причин ДТП со смертельным исходом. Причины – в виновных, виновные – люди, каждый со своим характером, со своей биографией. Они все разные, но компьютеры для того и придуманы, чтобы сопоставить много-много разных цифр. Оказалось, что виновники ДТП, в которых погибли люди, кое-чем все-таки похожи.
На первом месте (более 70 процентов) – классные парни и девчонки, которые любят быструю езду. Большинство водителей-убийц много-много раз задерживались инспекторами ГАИ за превышение скорости.
«Серебряные призеры» этих неофициальных соревнований – представители самой крупной социальной прослойки пестрого российского общества. «Граждане алкоголики». Диагноз, конечно, несколько утрирован, однако статистика совершенно внятная: около 30 процентов водителей-убийц до того многократно задерживались за рулем в состоянии алкогольного опьянения.
Почетное третье место держат «дальтоники» - любители проскочить перекресток на красный или желтый свет или, выражаясь официальным языком, запрещающий сигнал светофора. 17 процентов водителей-убийц – стабильные обладатели таких пошлых манер.
Дальнейшая статистика по убывающей содержит в себе известные всякому автомобилисту «шалости» типа выезда на встречную полосу, пересечение железнодорожного переезда наперегонки со шлагбаумом и так далее, и так далее.
Факты – штука упрямая; собираясь в таблицы и диаграммы, они превращаются в статистику, которая при правильном подходе позволяет делать результативные выводы. Отсюда – список нарушений правил дорожного движения, за которые надо наконец-то карать по-настоящему. Так, чтобы граждане, мыслящие нормами рыночной экономики, почувствовали, что для них выгоднее на десять минут позже приехать из пункта «А» и пункт «Б», а не объяснять инспектору, почему забыл убрать ногу с педали газа.
Скептики, правда, будут глумиться: как же, мол, медленнее ездить начнем! Дадим больше денег придорожному инспектору, он и отвяжется... Что тут скажешь? Любую самую прекрасную идею губит бездарное исполнение, и с этим вопросом обращаться в Государственную думу бессмысленно. А идея все равно хорошая – как и все, что направлено на спасение человеческой жизни.
Константин Шмелев
О чемпионе Петербурга по ДТП можно прочитать в газете «Ваш Тайный Советник». Номер 21 уже появился в продаже.