В первых числах апреля в Петербурге пройдет фестиваль французского кино. Культурное событие для утонченной публики, как его декларируют устроители, фестиваль кино носит название MARTELL - по имени устроителя коньячного дома. Несмотря на то, что MARTELL – и без того известная на мировом рынке марка, эта фирма не сочла лишним таким вот косвенным образом пропиарить свой напиток как утонченно-интелектуальный продукт.
Внимательные телезрители наверняка заметили некую закономерность. Например, что герои фильма "Особенности национальной охоты" пьют водку только определенной марки, а Елена Яковлева в роли Анастасии Каменской как бы невзначай то и дело пользуется исключительно техникой известной корейской фирмы. Впрочем, то, что вызывает в данном случае вопросы и удивление у нас, на Западе давно превратилось в настоящую индустрию. Там это называется «product placement», у нас - "скрытая реклама".
Так, в США все рекорды по количеству скрытой рекламы побили фильмы из бондиановской серии. Продюсер легендарного сериала об агенте 007 Альберт Брокколи, начав работу с рекламы водки и автомобилей в "Докторе Ноу" в 1962 году, умудрился грамотно вписать в более поздние фильмы рекламу многих других продуктов и торговых марок. Последний фильм о Джеймсе Бонде "Умри, но не сейчас" еще до выхода на экран успел попасть в скандальную хронику в связи с тем, что набит скрытой рекламой в рекордных объемах. Герои фильма пьют только шампанское Bollinger и 7UP, бреются только электрической бритвой Noreico, пользуются косметикой Revion и носят костюмы Brioni. Кроме того, впервые за последние 13 лет Джеймс Бонд закурил кубинские сигары. Дотошные критики подсчитали, что за скрытую рекламу создатели бондианы получили порядка 70 миллионов долларов, поставив рекорд по размещению рекламы в художественном фильме.
С недавних пор скрытая реклама набирает обороты и в России. Однако не надо считать, что подобного рода пиара, как и секса в Советском союзе не было. Примером скрытой рекламы может считаться фильм "Спортлото-82", где гениально была проведена пропаганда государственной лотереи. С экранов кинотеатров и телевизоров государство учило своих граждан, как покупать билеты, как их правильно заполнять, куда и когда опускать эти билеты для участия в очередном тираже. А главный герой картины Костя призывает участвовать в лотерее: "Дело в том, что всего за 60 копеек я покупаю надежду!" Короче, Голливуду и не снилось.
Прямыми продолжателями Гайдая можно считать Юрия Мороза, снявшего «Каменскую» и Александра Рогожкина, отца «охот» и «рыбалок» с национальными особенностями. Несмотря на то, что официально скрытая реклама в Российской федерации запрещена, в Интернете легко можно обнаружить фирмы, которые предоставляют услуги по размещению вашего продукта в продукции киноиндустрии.
Скрытая реклама оккупировала не только киноэкран. Так, около двух лет назад Общественный совет по рекламе Петербурга и Ленобласти разбирал конфликт телеведущей Ники Стрижак с руководством ТРК «Петербург», которое обвиняло звезду в том, что часть информации, содержащейся в ряде сюжетов программы «Наобум», является рекламой. Таковой посчитали анонс дипломного спектакля учеников Светланы Крючковой, о котором актриса говорила в ходе беседы в передаче. Однако к однозначному выводу относительно «рекламности» этого фрагмента Общественный совет так и не пришел.
Потихоньку серый пиар из среды СМИ распространился и в другие сферы жизни общества. Недавно, например, на официальном сайте ФСБ появилась запись беседы, участников разработки медицинского препарата "Имунофан", состоявшейся в Центре общественных связей ФСБ России. На более чем десяти страницах научные сотрудники обсуждают все достоинства данного препарата. К статье прилагается инструкция и фотография препарата. Не указывается только цена, которая в аптеках нашего города превышает сумму в 280 рублей.
Так плохо или хорошо, что «скрытая реклама» все прочнее обосновывается в нашей жизни? Даже среди журналистов, чьи издания давно уже служат базой для распространения подобного рода информации, нет единого мнения. Главный редактор одной питерской газеты считает, что «информация» скрытой рекламы лишена полноты (в ней обычно нет сведений о конкурирующих фирмах) и часто недостаточно правдива. Я уверен, что, если газета печатает неточную или неполную информацию, она не только значительно уменьшает пользу, которую может из нее извлечь читатель, но и подрывает его доверие к себе. И эти факторы снижают мотивацию читателя покупать газету». Другой позиции придерживается его коллега из Москвы: «Многие рекламщики убеждены, что реклама должна вестись "по Ривсу" - прямо,открыто и непосредственно. Что касается отдельных рекламных объявлений, то тут они правы. Но совсем иное дело, когда речь идет о планировании долговременной рекламной кампании. Тут уж скрытые рекламные акции попросту необходимы. Хотя бы для того, чтобы не навязываться потребителю, не "мозолить ему глаза", да и просто заставать со своей информацией его в тот момент, когда он этого менее всего ожидает».
Вспоминается известная английская пословица – сколько людей, столько мнений. Мы с коллегами тоже не смогли прийти к общему мнению. Поэтому, может быть, мы просто сверим наши и ощущения и попробуем подсчитать сколько скрытой рекламы было в этом тексте?
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру