В особняке Румянцева открылась большая выставка «Япония в веерах и картинах». Корреспондент «Фонтанки» смог разглядеть на одном из вееров не только изображение знаменитой Фудзи, но и весьма точную схему восхождения на вершину.
В особняке Румянцева (Государственный музей истории СПб) открылась выставка «Япония в веерах и картинах». Основу экспозиции составляют веера из коллекции петербургского реставратора Елены Янковской (более 100 экспонатов) и картины петербургской художницы Наталии Максимовой, созданные в Японии. Кроме того, на выставке можно увидеть предметы прикладного искусства – керамику, кукол, традиционную японскую одежду - кимоно, а также уникальные фотографии и мемориальные вещи людей, чья деятельность на протяжении многих лет была связана со Страной Восходящего солнца.
Выставка опровергает традиционное представление европейцев о веере как о предмете для обмахивания. Складной веер в Японии – это, прежде всего, символ жизни. Японцы издавна приписывали веерам магические свойства – например, способность отгонять злых духов. Подарок веера – пожелание того, чтобы все, что дано судьбой, в жизни принимающего подарок раскрылось, как веер. Поэтому веера в Японии существуют на все случаи жизни. Есть храмовые веера, театральные, веера для чайных церемоний, веера, которые дарятся в день рождения, на свадьбу (как жениху и невесте, так и гостям), есть даже боевые и траурные веера.
Различаются веера и по технологии изготовления. Веер-утива – это веер, который не складывается, он плоский, представляет собой либо цельную пластину дерева, либо проволочный или бамбуковый каркас, обтянутый шелком или бумагой.
Есть такого типа веера и из пластмассы – это рекламные веера, их могут вручить прямо на улице и рекламируют они все что угодно, например, детский праздник, популярный курорт или мюзикл «Кошки». На одном из вееров, представленных на выставке, изображен озабоченный японец, задумчиво взирающий на лампочку, это, как поясняет надпись, веер, призывающий к безопасности в использовании электричества.
Другой тип веера – сэнсу, складной, появился он впервые именно в Японии, а изготавливается из сандала, бамбука или японского кедра, затем оклеивается бумагой или тканью.
Названия вееров по-японски нежные и поэтичные – «Красавица со сверчками, поющими в клетке», «Журавли над водами», «Заснеженная вершина Фудзи»... Кстати, на одном из вееров можно не только увидеть изображение знаменитой Фудзи, но и весьма точную схему восхождения на вершину. Рядом с этим веером кусочки лавы и посох с клеймами станций с разных этапов восхождения на гору. Принадлежат все эти экспонаты Вере Борисовне Афанасьевой, участвовавшей в церемонии открытии выставки.
Вера Борисовна – хранительница наследия Варвары Дмитриевны Бубновой, знаменитой россиянки, проведшей в Японии, как и ее сестра Анна Дмитриевна Бубнова-Оно ( между прочим, русская тетя Йоко Оно), многие десятилетия. Сестрам Бубновым, скрипачке и художнице, первым из женщин-иностранок были в свое время вручены в Японии за просветительскую деятельность ордена Драгоценной короны и Священного сокровища. На выставке им посвящен особый раздел, так же, как их выдающимся соотечественникам – знаменитому востоковеду-японисту Н.А.Невскому (недавно в городе Хирара на острове Мияко появилась улица, названная в его честь), мореплавателям А.Я.Максимову и А.В.Шталю и художнику, полярнику, пограничнику и писателю Л.В.Канторовичу. Все они своей деятельностью способствовали установлению дружеских отношений между Японией и Россией.
Выставка проходит в рамках IV ежегодного фестиваля «Японская весна в Санкт-Петербурге». В ее организации приняли участие администрация города, общество дружбы «Япония –Россия», Санкт-Петербургский центр международного сотрудничества, Генеральное консульство Японии в СПБ. Продлится выставка до 25 апреля.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру