Выборы губернатора Петербурга едва не обернулись грандиозным скандалом уже на первом этапе. Большинству кандидатов, представивших подписи для регистрации, собирались в ней отказать, ссылаясь на заключения ГУВД: милиция утверждала, что превышена предельная доля (25 процентов) недостоверных подписей в подписных листах. В итоге десять кандидатов все же были зарегистрированы – но лишь после того, как стало понятно, что «зачистка» не удается...
Не будем утверждать, что кандидаты – сплошь ангелы небесные, все они исключительно честно собирали подписи, а в их подписных листах не содержится ни малейших помарок. Трудно поверить в то, что некоторые из них - абсолютно неизвестные в городе люди - могли за 20 дней собрать в свою поддержку по 40 тысяч автографов.
Если бы экспертиза подтвердила эти предположения – это, по крайней мере, выглядело бы правдоподобно. Но она, во-первых, показала, что недопустимый процент «брака» присутствует у подавляющего большинства кандидатов, в том числе и у тех, кто не в первый (и даже не в десятый) раз участвует в избирательных кампаниях. А во-вторых, при проверке милицейских справок выяснилось, что недостоверными являются не столько подписные листы кандидатов, сколько ... акты экспертизы.
Приведем только один пример. Справка ГУВД утверждала, что почти 200 сборщиков подписей за «яблочника» Михаила Амосова неверно указали в подписных листах свои собственные данные – номера паспортов и адреса. Так вот, из 67 сборщиков, чьи паспорта удалось собрать (или получить их копии) в первый же день «внутренней» проверки, все данные оказались абсолютно точными у 64 человек. Иначе говоря, достоверность экспертизы ГУВД оказалась меньше 5%.
Похожая картина выявилась при перепроверке справок относительно сборщиков вице-губернатора Анны Марковой и депутата ЗС Алексея Тимофеева. Выяснилось, что милиция не только полагает неверными реальные данные паспортов и реальные адреса, но и полагает несуществующими целые дома. После этого трудно принимать всерьез заверения представителей ГУВД в том, что их адресные базы-де обновляются ежедневно. И уж совсем удивительно выслушивать заявления зампреда горизбиркома Дмитрия Краснянского о том, что ГУВД, мол, «единственный надежный источник информации». Впрочем, о том, что «органы не ошибаются», в свое время уже говорили некоторые персонажи отечественной политической истории...
Предложим две гипотезы, на выбор читателя. Либо профессионализм экспертов ГУВД и качество соответствующих адресных баз ужасающе низки – и тогда надо всерьез задуматься о том, кому мы доверяем охрану правопорядка. Либо с профессионализмом в милиции все в порядке, и имело место выполнение определенной «команды» на предвыборную «зачистку» - и тогда надо всерьез задуматься о том, что происходит в городе.
В чьих интересах было «зачистить площадку» сейчас, убрав с нее всех, кто способен составить конкуренцию «основному кандидату» - догадаться нетрудно.
Видимо, те, кто организовывал «зачистку» и привык, что их командам (тем паче – отдаваемым с кивком на портрет Самого) безропотно подчиняются, искренне полагали, что все «зачищаемые» кандидаты безропотно пойдут в том направлении, куда их послали. И были крайне удивлены тем, что этого не произошло. А к громкому скандалу, да еще и сразу же «выплеснувшемуся» на страницы газет, в том числе и федеральных, организаторы «зачистки», привыкшие к непубличности и безнаказанности, оказались не готовы. Тем более, что трудно представить себе такой суд, который смог бы отрицать наличие реальных людей (объявленных милицией несуществующими) и реальных документов. Тут уж никакие команды по «вертикали» не помогли бы...
«Такого беспредела не было никогда, - говорят те, кого едва не «зачистили». – Тут уж даже Владимир Яковлев покажется демократом – при нем, по крайней мере, давали регистрироваться, а «мочить» начинали уже потом».
Сегодня большая часть кандидатов, по сути, лишены возможности выхода в теле- и радиоэфир на тех каналах, которые имеют массовое распространение. Они не могут защищаться: не могут объяснить гражданам, что у них в подписных листах нет никаких «мертвых душ» (при том, что РТР и ТРК «Петербург», ныне демонстрирующие трогательное политическое единомыслие, постоянно транслируют эти обвинения), не могут показать с экрана паспорта, данные которых объявлены якобы недостоверными, и так далее.
Помнится, в 1989 году, когда проходили выборы народных депутатов СССР, в нашем городе тоже активно «зачищали» предвыборную «площадку», убирая с нее всех незапланированных кандидатов.
И искать правды в горизбиркоме было бесполезно.
И милиция работала под чутким руководством правящей партии.
И телевидение сообщало гражданам только одну точку зрения.
Вот только тогда роль «фильтра» выполняли недоброй памяти предвыборные собрания, а теперь эта роль отведена городской полиции...
Чем это закончилось – известно.
Борис Вишневский,
специально для Фонтанки.Ру