На каменистой банке Пааслуото, что в Выборгском заливе, подводные археологи из общества «Память Балтики» нашли останки старинного русского судна. Они имели самое непосредственное отношение к Санкт-Петербургу и, соответственно, к его 300-летию.
22 июня 1790 года в Выборгском заливе состоялось сражение между русским и шведским флотами, впоследствии названное «Балтийским Трафальгаром». В нем наши моряки истребили более 90 вражеских кораблей, не потеряв ни одного своего. С 1992 года общество «Память Балтики» ведет здесь научные изыскания. Подводным археологам доселе попадались лишь обломки шведских кораблей, в том числе трех линкоров: «Hediving Elisabeth Charlotta», «Lovisa Ulrika» и «Enigheten». И вот буквально на днях они наткнулись на объект, который и не чаяли найти.
Принадлежащее клубу «Катран» водолазное судно «Мичман Чайкин» - именно на нем, оборудованном 2-камерной барокамерой, спутниковой навигационной системой и подводным телевизионным комплексом, подводные археологи из «Памяти Балтики» совершили почти все свои экспедиции – на этот раз оказалось в ремонте. Летняя экспедиция 2003 года находилась на грани срыва, но тут на помощь пришли руководители клуба подводного плавания «Тритон» Михаил и Екатерина Шипулины. Они дали коллегам водолазный катер. На нем археологам предстояло опробовать новый гидролокатор бокового обзора, который оказался в их распоряжении всего на два дня. Но даже за этот короткий срок прибор обещал стать серьезным подспорьем в подводных изысканиях.
Поначалу надежды на технику не оправдались: сонар выдавал что-то непонятное. Тогда его антенну решили прикрепить не на носу катера, а на корме. И сразу все встало на место. Кстати, выяснилось, что показания локатора, зафиксировавшие местонахождение линейного корабля «Lovisa Ulrika», полностью совпали с расчетами российских штурманов, сделанным еще в XVIII веке. Но самое интересное было впереди.
На восточной отмели каменистой банки прибор показал незнакомый контур. Водолазы спустились примерно на 10-метровую глубину и долго плавали среди переплетения остатков истлевших шпангоутов и груд сломанного такелажа. Вскоре на палубу «Тритона» стали поступать первые находки – кирпич, фрагмент рангоута, якорный рог с лапой (когда водолазы коснулись самого якоря руками, он попросту развалился на части), деревянное украшение, жернов. И наконец – кусок обработанного гранита.
В беседе с корреспондентом «Фонтанки» президент общества «Память Балтики», кандидат исторических наук, контр-адмирал запаса Константин Шопотов привел неопровержимые доказательства того, что все найденное - это останки грузового парусного судна, построенного в петровские времена. Оно с грузом гранита шло от местных каменоломен в сторону строящегося Петербурга. К сожалению – не дошло. «Шведы в основном строили корабли из дуба, и только русские – из сосны – это раз. Судно мы нашли в том месте, в котором иностранному кораблю, да еще с таким грузом, делать просто нечего – это два. Только на русских судах были введенные Петром Первым четырехлапые якоря-кошки, потом перешедшие на герб Санкт-Петербурга – это три. И, наконец, поднятые со дна элементы такелажа являются образцами традиционно русской работы. Так что никаких сомнений – нами впервые в водах Выборгского залива найдены останки русского корабля первой половины XVIII века. Свою находку мы посвятили юбилею города», - слова Константина Антоновича звучали по-военному веско.
К сожалению, лишь водолазам из общества «Память Балтики» удалось воочию увидеть все судно целиком. Правила подводной археологии строги – найденное судно, если оно такое ветхое, лучше всего оставить в морской пучине. Доказательствами в этом случае будут данные фото- и видеосъемки. Все поднятые раритеты уже переданы в Музей подводной археологии, расположенный в Выборгском замке.
Впрочем, исследовательская программа общества «Память Балтики» на этом не заканчивается. Подводные археологи продолжат изыскания в бухте Дальней, на очереди – исследования в бухте Купеческой, что в Петродворце. К сожалению, эти планы могут не осуществиться: у общества по-прежнему нет судна. Именно в ходе работ на затонувшем «гранитном» паруснике археологам однажды пришлось воспользоваться надувной резиновой лодкой без мотора, которую на банку Пааслуото привел на буксире рыбацкий кунгас.
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру