Переговоры, ведущиеся между нашей страной и нынешним владельцем портрета великой княгини Александры Павловны кисти Федора Богневского, снятого с "русских торгов", назначенных Sotheby’s в Лондоне на 21 мая, пока не дали никаких результатов.
Недавно была достигнута ’некая договоренность’ между Департаментом по сохранению культурных ценностей Минкультуры РФ и владельцем, но пока картина остается у него, и никаких подвижек в этом деле не происходит. Об этом корреспонденту Агентства журналистских расследований сообщили в приемной руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры РФ Анатолия Вилкова, на которого возложено руководство мероприятиями по возвращению картины на родину. Напомним, что владелец картины, чье имя пока не называется, долгое время не проявлялся.
Сохраняется вероятность, что владелец, которого в Департаменте называют ’очень уважаемым человеком’, являясь собственником картины, несмотря на то, что до ее пропажи в 1941 году, она принадлежала Государственному Русскому музею (ГРМ), может продать картину частным коллекционерам. Продажа картины на международных аукционах уже невозможна в связи с большим общественным резонансом.
Портрет Великой княгини Александры Павловны кисти Федора Богневского конца XVIII-начала XIX века (картина считается копией аналогичного портрета кисти Владимира Боровиковского, находящегося в государственном музее-заповеднике ’Павловск’), пропал на выставке, которая проходила в Крымском городе Алупка, сообщила в интервью корреспонденту АЖУРа начальник отдела учета отдельных ценностей ГРМ Светлана Янченко. Когда началась Великая Отечественная война, картины (183 произведения, отобранных ГРМ для демонстрации их в южных городах России) были упакованы в ящики для отправки в Петербург. Когда этот район заняли немцы, часть картин исчезла, остальные вернулись в музей Одна из пропавших картин, кисти Кипренского, была возвращена на 100-летие ГРМ собственником картины - Робертом Лаудером, наследником Эстер Лаудер. Об участии картины в торгах Минкультуры узнало из интернета, где были проаннонсированы торги. В самом Министерстве культуры созданы каталоги утраченных ценностей, по которым и происходит сверка с картинами на торгах. Один из них - третий том "Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны", по выставке 1941 года - даже опубликован во всемирной сети. По нему сотрудники ДСКЦ опознали картину.
Сотрудниками музея подготовлен и отправлен в Минкультуры РФ 23 мая пакет документов (инвентарные книги, досье на картину), которые подтверждают, что картина кисти Богневского, о которой идет речь, принадлежит именно ГРМ. В дальнейшем пакет отослан в Sotheby’s. ’Точно утверждать, что это - та самая картина мы не можем, но совпадения огромные’ - говорят в приемной Вилкова.
В настоящий момент никаких новостей в ГРМ о картине не поступало. Как утверждают в приемной Вилкова, переговоры ведутся, но, ’ожидать быстрого разрешения этого деликатного вопроса не приходится’.