Официально считалось, что из 600 тысяч ленинградцев, призванных на фронты Великой Отечественной, погибло или пропало без вести 380 тысяч. На самом же деле на фронтах ВОВ сражалось более 800 тысяч наших земляков, каждый третий из них – погиб в боях.
В самом начале 1990-х годов официально считалось, что из 600 тысяч ленинградцев, призванных на фронты Великой Отечественной войны, погибло или пропало без вести 380 тысяч. Однако многолетняя работа авторского коллектива «Ленинградской книги памяти» внесла в эти данные серьезные коррективы.
Согласно данным, приведенным в книге, в 1941 – 1945 годах военными комиссариатами Ленинграда в армию и на флот было призвано более 800 тысяч человек. Из них погибло в боях - 116624, умерло от ран - 36308, погибло в плену - 1648, пропало без вести - 111387. Имена этих сотен тысяч солдат, сержантов и офицеров, призванных из нашего города и отдавших жизнь при защите отечества, увековечены в 18 томах этого уникального издания. О малоизвестных подробностях работы над Книгой памяти корреспонденту «Фонтанки» рассказал старший помощник начальника 4 отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга полковник в отставке Евгений Разживин.
Книга памяти была создана в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и соответствующими подзаконными актами. При этом следует учесть, что в нашем городе эта работа началась еще с 1990 года. Но другой разговор – как она велась на самом деле.
В конце 1980-х годов реакция на попытки создания Книги памяти была практически однозначной. Так, куратор проекта от исполкома Ленсовета Виктор Голубев заявлял, что это затея отставных генералов, которые придумали для себя должности, а мэр северной столицы Анатолий Собчак рекомендовал поручить создание КП «бездельникам в военкоматах». Как ни странно, по большому счету так, в конце концов, и вышло.
Сотрудник горвоенкомата Евгений Разживин взял на себя заботу о сборе и обобщении сведений, поступавших из территориальных рабочих групп. Именно эти люди, которых насчитывалось около ста человек, и проделали основной объем работы.
Евгений Разживин: «Мы собирали информацию только лишь о погибших военнослужащих, призванных на воинскую службу из Ленинграда, а также выясняли судьбу пропавших без вести. И порой сталкивались с удивительными фактами. Например, сразу же стало заметно расхождение между двумя цифрами безвозвратных потерь: 380 000 и 254436. В ходе работы выяснилось, что разницу более чем в 125 тысяч дали похоронки, отправленные в места, куда уехали эвакуированные члены семей погибших солдат. Десятилетиями их судьба считалась неизвестной, поскольку в числе демобилизованных их не было. И только в ходе работы над Книгой памяти удалось получить сведения о 25 тысячах таких бойцов. Или взять общее количество военнослужащих, захороненных в черте города. На начало работы их числилось 48 тысяч, сейчас же мы знаем о 113182 солдатах, покоящихся на 80 воинских захоронениях».
Кстати, в ходе работой над Книгой памяти Евгений Разживин смог чуть ли не случайно выяснить место, где был похоронен его отец – начальник штаба батальона 316 полка 18 стрелковой дивизии старший лейтенант Николай Разживин. Было только известно, что в феврале 1940 года в ходе советско-финской войны это соединение попало в окружение и было практически полностью уничтожено. Информация о потерях в том конфликте тщательно скрывалась от общественности, списки погибших шли в вышестоящие штабы под грифом «совершенно секретно». И только спустя пятьдесят с лишним лет Евгений Николаевич узнал, что его отец похоронен в поселке Леметти Питкярантского района Республики Карелия. Бывали и другие случаи.
Евгений Разживин: «Однажды к нам обратилась женщина, которая утверждала – согласно документам ее отец похоронен в поселке Московская Слобода. Но такого населенного пункта на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области нет. И тогда мне в голову пришла мысль – быть может, речь идет о Московской Славянке? Но это – частный случай. Несмотря на все усилия, из упомянутых в Ленинградской книге памяти 42 процента до сих пор числятся пропавшими без вести. И это притом, что с 1994 года силами поисковых отрядов обрели свой последний покой останки 26282 защитников Ленинграда, причем были установлены имена 2480 бойцов, которые ранее считались пропавшими без вести. Так что работы впереди еще непочатый край».
Недавно Книга памяти появилась в электронном виде. Так что теперь любой желающий может обратиться на Пискаревское кладбище, в Музей героических защитников города, в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, в общество «Жители блокадного Ленинграда», в горвоенкомат и в Администрацию Санкт-Петербурга и получить интересующую их информацию. Иначе сделать это достаточно сложно – ведь общий тираж каждого из 18-ти томов не превышает 200 экземпляров.
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру