Денежный оборот петербургского рынка спекуляции билетами на культурно-зрелищные мероприятия с трудов поддается оценке. Зато точно известно, что легальный его объем составляет примерно 40 миллионов долларов в год. Если же взять для примера московский Государственный академический Большой театр, то еще недавно орудовавшие возле него спекулянты в год имели до двух миллионов долларов. И никто не мог найти на них управу. Пока пост генерального директора театра не занял Анатолий Иксанов.
Анатолий Геннадьевич взялся за дело круто. Сначала всестороннюю проверку театра провела канадская аудиторская компания. Затем он запустил в действие специальную компьютеризированную систему продажи билетов. Билеты стали поступать в продажу не за три дня до спектакля, как ранее, а за 45. Кроме того, он открыл сразу несколько дополнительных касс, резко повысил цены на билеты и ликвидировал их деление на «свои» и «иностранные».
В итоге ежегодная прибыль ГАБТа возросла почти на 4,5 миллиона долларов, а количество спекулянтов снизилось на два порядка – в двести раз. Естественно, не обошлось без закономерной смены команды менеджеров и угроз лично в адрес Иксанова. Но все обошлось.
Судя по всему, администрация Мариинского театра решила хотя бы частично применить на практике столичный опыт. Одна из главных причин нововведения та же – максимальное противодействие спекулянтам. Мариинка тоже пустила в строй собственную локальную компьютерную систему продаж. Ближе к весне театр резко – в 2-5 раз – повысил цены на свои билеты. Кроме двух касс собственно в Мариинке, к маю откроется третья – на Дворцовой площади. И наконец, как уже писала «Фонтанка», с 3 апреля дирекция Мариинки в одностороннем порядке разорвала отношения с городской Дирекцией театрально-зрелищных касс – крупнейшим поставщиков такого рода услуг на питерском рынке.
Судя по словам и. о. заместителя художественного руководителя – директора Мариинского театра Светланы Останиной, первые дни работы в новом качестве превзошли все ожидания. «Динамика продаж билетов серьезно выросла. Повысилась и денежная прибыль. Идет активная продажа билетов через интернет и через специальную диспетчерскую группу. И это несмотря на то, что цены на вечерние спектакли колеблются от 300 до 600 рублей. Конечно, далеко не все еще получается, но в целом о разрыве с ДТЗК мы не жалеем», - сказала в беседе с корреспондентом «Фонтанки» Светлана Николаевна.
В ДТЗК к действиям крупнейшего петербургского театра отнеслись с пониманием. По словам директора этой организации Сергея Панфилова, каждый театр волен продавать свои билеты по собственному разумению. «Если билеты станут доступнее людям, то какая в общем-то разница, продадут их через ДТЗК или через кассу театра? Другой разговор – действительно ли так произойдет?» – заметил в беседе с корреспондентом «Фонтанки» Сергей Владимирович.
Видимо, он знает, о чем говорит. Ведь еще прошедшей зимой руководству ДТЗК пришлось выдержать настоящую войну с безмерно расплодившимися «билетными» спекулянтами. Центром схватки стала театральная касса N 1, что расположена буквально в двух шагах от помещения Комитета по культуре. Для «выдавливания» толпящихся в ней спекулянтов с начала 2003 года здесь даже пришлось выставить охрану. Впрочем, местные «жучки» долго не горевали и плавно переместились на улицу. Многочисленные попытки удалить их оттуда, в том числе при помощи милиции, успехом не увенчались – в ходе многочисленных проверок каких-либо нарушений со стороны спекулянтов стражи порядка не выявили.
Откуда «жучки» берут билеты – тема отдельного разговора. Главными источниками по-прежнему являются театральные кассы, а также культуполномоченные – реликты советских времен, согласно заключенным договорам берущие в театрах билеты на реализацию. В этой схеме фигурирует «черный нал», что само по себе чревато различными нарушениями.
Бывают и варианты вовсе экзотические. Например, один из кассиров ДТЗК в своей объяснительной на имя Панфилова замечает: «Были предложения от уборщицы со второго яруса Мариинского театра о том, чтобы я приобретал у нее необходимые билеты в Мариинский театр по цене, завышенной ею на 20-50 рублей, чтобы перепродать эти же билеты зрителям по цене, превышающей цену этой уборщицы». Перекрыть подобные каналы будет труднее всего.
В общем, «спекулятивно-билетная» тема, несмотря на все усилия по ее ликвидации, продолжает существовать. Особо актуальной она становится в виду предстоящего юбилея. Дело в том, что в последнее время спекулянты предпочитают иметь дело не с поднаторевшими в общении с ними коренными горожанами, а с более покладистыми гостями Петербурга. Не знакомые с ситуацией на билетном рынке, те готовы платить за заветный квиток по 3 – 5 номиналов.
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру