Впервые Петербург попытался обрести небо уже в самом начале своего существования, едва ли не с рождения. Приподнявшись над плоской равниной болотистой земли, он стремительно ворвался в голубой простор острым золоченым шпилем Петропавловской колокольни.
Но эта попытка еще не означала обретения крыльев. Первые крылья, как утверждают многие исследователи, появились при Екатерине II. Тогда шпиль Петропавловского собора увенчала фигура Ангела, изготовленная по рисунку другого итальянца - Антонио Ринальди, хотя, если верить давним легендам, Ангел парил над головами петербуржцев еще при Петре I. Одна легенда даже утверждает, что «нечестивый» и практичный Петр заставил его не только парить, но и вертеться, совмещая одновременно две функции - декоративную, то есть художественную, и прикладную - метеорологическую. Будто бы уже тогда Ангел стал флюгером.
В городской мифологии Ангел Петропавловской собора, или «Летящая дева», как называют его в Петербурге, даже не подозревая невольного отождествления его с представителями бесполого небесного воинства, давно уже приобрел статус символа города. И если по одной из легенд поднятая к небу пустая рука Ангела ждет ту самую трубу, которая возвестит свету его конец, то по другой, не менее принципиальной для Петербурга легенде, она сжимает незримый меч, который отражает от города нечистую силу.
В 1930-х годах в чиновничьих кабинетах не то Кремля, не то Смольного возник грандиозный план замены Ангела на шпиле Петропавловского собора скульптурой вождя всего человечества Сталина. Этот чудовищный план всерьез обсуждался в партийных кругах Ленинграда, и казалось, ничто не могло помешать его скорой реализации. Художественная общественность Ленинграда была в полном смятении. Не знали, что делать. Потеря Ангела казалась неминуемой. Выход, если верить городскому фольклору, нашел директор Эрмитажа академик Орбели. «Помилуйте, товарищи, - будто бы с надеждой проговорил он на одном из высоких совещаний. - Петропавловский шпиль отражается в Неве. И что же, вы хотите, чтобы товарищ Сталин оказался вниз головой?» Так будто бы и были спасены первые крылья Петербурга.
Но появление Ангела на шпиле Петропавловского собора на самом деле не было некой исторической случайностью. Благодаря фольклору известны случаи вмешательства небесного воинства в жизнь приневското края еще задолго до появления города. Одна из многочисленных легенд о битве Александра Невского со шведами в 1240 году утверждает, что Александров храм, как называли в то время Александро-Невскую лавру, построен Петром I на том месте, где перед сражением воин Пелгусий увидел во сне святых Бориса и Глеба, которые будто бы сказали ему, что «спешат на помощь своему сроднику», то есть Александру. Во время самой битвы, согласно другой старинной легенде, произошло немало необъяснимых с точки зрения обыкновенной логики «чудес», которые представляют собой своеобразное отражение конкретной исторической реальности в народной фантазии Так, если верить летописям, хотя Александр Невский со своей дружиной бил шведов на левом берегу Ижоры, после битвы множество мертвых шведов было обнаружено и на противоположном - правом берегу реки, что, по мнению летописца, не могло произойти без вмешательства высших небесных сил.
Еще одно такое вмешательство небесных сил в историю петербургского зодчества произошло в конце XVIII века. Как известно, большой цикл легенд Михайловского замка - как правило, романтических - начинается с видения часового, стоявшего в карауле у старого Летнего дворца Елизаветы Петровны. Ему явился в сиянии юноша, назвавшийся архангелом Михаилом, и велел тотчас же идти к императору и сказать, что старый Летний дворец должен быть разрушен, а на его месте построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат сделал так, как велел святой, на что Павел будто бы ответил: «Воля его будет исполнена». В тот же день он распорядился о постройке нового дворца и при нем церкви во имя архистратига. Эта, казалось бы, малая неточность, по утверждению фольклора, и сгубила несчастного императора. Не церковь при дворце, а храм во имя архистратига было предложено строить Павлу. «А пошто, государь, повеление архистратига Михаила не исполнил в точности? - спросил его однажды монах Авель. - Ни лари, ни народы не могут менять волю Божию. Зрю в том замке гробницу твою, благоверный государь. И резиденцией потомков твоих, как мыслишь, он не будет».
Уже с середины XVIII века ангелы получают постоянную прописку в Петербурге. Они венчают купола церквей и кровли общественных зданий, заполняют фронтоны, аттики и антаблементы архитектурных сооружений, поселяются на вершинах колонн и декоративных столпов. Они удерживают в руках кресты и геральдические щиты, священные писания, гербы городов и орденские ленты. В одних случаях это летящие гении Славы, в других -крылатые Виктории, в третьих - вестники Мира, в четвертых - хранители Мудрости, в пятых - носители Благой вести и так далее, и так далее. О количестве ангелов в художественном убранстве Петербурга можно судить по Исаакиевскому собору. Только на барабане его купола находятся двадцать четыре ангела. Ангелам же, включенным в его скульптурные композиции, вообще несть числа.
Между тем в истории петербургского строительства были ангелы, к сожалению, не дожившие до наших дней. Как известно, проект Казанского собора, как его задумывал архитектор Воронихин, так и не был реализован. По замыслу зодчего, еще одна колоннада, подобная той, что развернула свои крылья к Невскому проспекту, должна была украсить противоположный, южный, фасад храма. Не было закончено и внешнее скульптурное оформление собора. Мощные каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур двух архангелов. До 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии. Предполагалось заменить их бронзовыми. Но сделать это так и не удалось. В народе распространился слух, будто бы архангелы сами «не хотят занять свои места», пока, как утверждала молва, в России не появится «мудрый, правдивый и честный политик». Наконец гипсовые архангелы настолько обветшали, что их пришлось убрать. А каменные подножия так и стоят до сих пор. Кто знает... Ведь известно, что пьедесталы не любят стоять пустыми.
В конце XVIII века на правом берегу Крюкова канала, на углу с Офицерской улицей (ныне Декабристов) было выстроено необычное здание, фасады которого украшали семь романтических башен. Его так и называли: «Семибашенный замок». В начале XIX века в нем разместился так называемый Литовский мушкетерский полк, после чего замок окрестили Литовским. С 1823 года мрачные сырые помещения замка стали использовать в качестве следственной тюрьмы, которая просуществовала вплоть до Февральской революции 1917 года. Крышу тюремной церкви и одну из башен замка украшали странные символы для тюремного заведения - фигуры ангелов с крестами в руках.
Один из ангелов, согласно местным преданиям, по ночам обходил тюремные камеры. Арестанты будто бы не раз слышали его звонкие шаги и видели блестящие крылья. Знали, что если он постучит в камеру кому-то из смертников, то того в ту же ночь казнят. Два раза в году, на Пасху и на Рождество, ангел являлся заключенным во сне, приносил вести от родных и благословлял. Когда заключенные впервые под охраной входили в ворота тюрьмы и обращали взоры на крышу замка, им казалось, что ангел едва выдерживает тяжесть креста, и все долгие дни и ночи заключения им верилось, что «настанет день, когда ангел уронит крест и все выйдут на свободу».
В марте 1917 года толпы опьяненных запахом свободы революционных петроградцев подожгли, а затем и разрушили Литовский замок, предварительно выпустив всех заключенных на свободу.
Кроме ангелов на шпиле Петропавловского собора и в композиции Исаакия, наибольшей известностью в Петербурге пользуется крылатый Ангел, отлитый по модели скульптора Орловского и венчающий Александровскую колонну в центре Дворцовой площади. Колонна, изготовленная по проекту архитектора Огюста Монферрана, была установлена в 1834 году и, по сути, являлась памятником Александру I, победителю Наполеона и освободителю России от французского нашествия. Не случайно лицу Ангела было придано сходство с лицом императора. Если верить старым преданиям, то царствующий в то время император Николай I велел придать морде змеи, попираемой крестом Ангела, черты поверженного Наполеона.
Ангел на вершине Александрийского столпа, как с легкой руки Пушкина стали называть Александровскую колонну петербуржцы, стал одним из символов города. Если верить фольклору, судьба и этого петербургского Ангела складывалась непросто. Существует предание, что после революции Ангел был снят. На его месте якобы собирались установить монумент Ленину. Некоторое время на колонне не было вообще ничего. Но когда Дворцовую площадь начали готовить к съемкам массовых сцен для кинофильма «Октябрь», Сергей Эйзенштейн будто бы потребовал вернуть фигуру Ангела. Хотя бы на время. Так и сделали. А когда знаменитые кадры штурма Зимнего отсняли, об Ангеле будто бы забыли. С тех пор он и стоит на своем месте.
Многие петербургские ангелы не так знамениты. Но каждый из них сыграл свою, исключительно важную роль в истории города. Андреевский собор, что на углу Большого проспекта и 6-й линии Васильевского острова, строился для кавалеров ордена Андрея Первозванного. Это подчеркивается фигурами ангелов над входом, осеняющих орденскую звезду. Согласно петербургским легендам, Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, проповедуя христианство на севере, дошел до устья Невы и тем самым за 1700 лет до основания Петербурга предвосхитил его появление в этих местах. Два ангела над входом в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры поддерживают звезду ордена Александра Невского, небесного покровителя Петербурга, который за пятьсот лет до Петра Великого встал на защиту Приневья от иноземного нашествия. Один из основных символов христианства - крест - удерживают ангелы в композиции сразу нескольких петербургских церквей. Это Преображенский собор в Литейной части, костел Святой Екатерины и армянская церковь на Невском проспекте. Крест с ангелами включен и в композицию лютеранской церкви Святого Петра на Невском проспекте.
В преддверии 300-летия Санкт-Петербурга вспоминаются бесчисленные проклятия, которые обрушивались на город, едва только он начинал делать свои первые шаги в историю. Пророчества о его гибели сыпались как из рога изобилия, от категоричного проклятия: «Петербургу быть пусту!» - в XVIII веке до нетерпеливого восклицания: «Когда же вы утонете в своем финском болоте?» - в XX веке. Однако, как об •этом свидетельствует городской фольклор, петербуржцы с завидным достоинством умеряли пыл многочисленных «доброжелателей», утверждая, что Петербург надежно охраняют три Ангела - золотой на шпиле Петропавловского собора, серебряный на куполе церкви Екатерины Великомученицы, что на Съездовской линии Васильевского острова, и бронзовый на вершине Александровской колонны на Дворцовой площади. Необходимо только постоянно поддерживать их первоначальное состояние.
Наум Синдаловский
P.S. Полный текст статьи известного питерского ученого, исследователя мифов Петербурга Наума Синдаловского читайте в 56 номере газеты «Ваш Тайный Советник».