Слава города белых ночей приносит Петербургу вполне ощутимые денежные поступления - но только с мая по июль. Зимой поток гостей в отелях сокращается втрое. Петербургские гостиницы решили сообща побороться за привлечение гостей в межсезонье.
В начале лета в Северной столице людно, повсюду слышна иностранная речь, и в гостиницах невозможно найти свободные номера. Но после окончания белых ночей туристическая активность замирает, а номерной фонд высококлассных отелей оказывается загруженным лишь на треть. По данным северо-западного отделения Российского союза предприятий туристической индустрии (РСПТИ) , среднегодовая заполняемость петербургских гостиниц не превышает 51%.
Пять петербургских отелей, не желая терять прибыли в межсезонье, провели минувшей зимой программу "Белые дни", направленную на привлечение дополнительных туристов в период с 1 ноября по 31 марта.
Основная заложенная в программу идея состояла в следующем: Петербург хорош не только летом, но и зимой, когда можно посмотреть спектакль Мариинского театра, сходить в Эрмитаж, покататься на санях и половить рыбу на льду Финского залива. Стандартный пакет - week-end в зимнем Петербурге - включает три ночевки в гостинице, завтрак (шведский стол) , два ужина, посещение спектакля Мариинки, а также входной билет в Эрмитаж. Такой уик-энд по программе "Белые дни" стоит в среднем $650.
Инициатором проекта стал Эльмар Грайф, генеральный управляющий "Гранд-отеля "Европа". Остальными участниками программы стали пятизвездные "Коринтия-Невский палас" и "Астория", а также четырехзвездные "Англетер" и "Рэдиссон - САС".
Гостиницы совместно заказали буклет тиражом 5000 экземпляров, а также разместили рекламу "Белых дней" в западных и российских СМИ. Снежана Замалиева, менеджер по связям с общественностью "Гранд-отеля "Европа", говорит, что с ноября по март отель получил по программе "Белые дни" 120 заявок на бронирование номеров. По словам Замалиевой, это хороший показатель, однако она не стала сравнивать загруженность гостиницы в минувшем зимнем сезоне с аналогичным периодом прошлого года.
"Понятно, что в первый год нельзя было ждать глобальных результатов. Эта программа была пилотной. Важно, что о ней узнали повсюду: нам звонят из Америки и интересуются именно "Белыми днями", - говорит Замалиева.
Однако Елена Кузнецова, PR-менеджер отеля "Астория", утверждает, что гостиница не ощутила результатов нового проекта. Она считает, что туристам недостаточно предлагать зимний город "вообще". По ее мнению, туристы охотно едут лишь на определенное, значимое для них событие. С этой точки зрения Кузнецова считает удачным проводимый в марте при участии "Астории" балетный фестиваль Мариинского театра. Программа позволяет любителям балета не только ежедневно смотреть спектакли Мариинки, но и побывать за ее кулисами, а также посетить коктейли с участием труппы.
Как говорит Кузнецова, в этом марте балетный фестиваль обеспечил гостинице 50% -ную заполняемость - на 15 - 20% выше обычной для этого периода. Недешевый "балетный" тур (средняя цена за 5 - 6 дней - более $2000) привлекает узкий круг состоятельных любителей балета и критиков.
"Для нас увеличение продаж билетов на 10 штук - это не очень значительно, между тем дополнительные 10 гостей для гостиницы - это уже тысячи долларов", - замечает Екатерина Сираканян, начальник управления по маркетингу и спонсорству Мариинского театра.
Петербургские турфирмы прохладно отнеслись к начинанию отелей. По мнению Алины Кузнецовой, заместителя директора международного центра въездного туризма компании "Совет по туризму", специально придуманные события влияют на планы туристов не так сильно, как неумолимая жизненная реальность. "Когда оказывается, что в июне - августе нет мест в гостиницах, не хватает автобусов, клиенты соглашаются перенести поездку на другое время, - замечает она. - Важным фактором является и то, что путешествовать в межсезонье дешевле".
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХОЛОДНУЮ ЗИМУ
Гостиницы и туристические агентства Стокгольма и Хельсинки давно научились использовать холодные темные зимы. По данным северо-западного отделения РСПТИ, некоторые центральные гостиницы Стокгольма заполняются на 100% вне зависимости от сезона, хотя стоимость номеров в отелях города с 1995 г. выросла на 40%. В среднем во время спада (в декабре - январе) заполняемость гостиниц доходит до 55 - 60%.
По данным петербургского "Хельсинки-центра" (эта компания контролируется муниципалитетами Хельсинки и еще нескольких городов) , разница между заполнением гостиниц в финской столице в "высокий" и "низкий" сезоны не превышает 20%.
Марина Турыгина, директор "Хельсинки-центра", говорит, что такого результата финнам удалось достичь за счет не только делового туризма и привлечения конгрессов, но и грамотного позиционирования туров. "Маркетинговый ход по привлечению туристов заключается в том, что недостатки северных городов - короткий световой день, мороз, снег - превращены в достоинства, - говорит она. - Реклама направлена в первую очередь на страны с совершенно иным климатом. Для туристов из Бразилии и Австралии снег - это экзотика, и они рады приехать в Финляндию зимой. А что касается каких-то специальных событий - их не надо придумывать, они происходят постоянно. Турфирмы грамотно строят свою политику и даже не самые значительные мероприятия умеют рекламировать так, что о них становится известно далеко за пределами страны". По ее словам, в январе 2002 г. Хельсинки посетило большое количество китайских, бразильских, австралийских туристов.
Ведомости