То, что Николай Перумов является одним из самых читаемых российских фантастов, - очевидно. Равно как и то, что его последняя книга «Череп на рукаве» имела несомненный успех. И это при том, что роман написан совсем в ином жанре, нежели предыдущие книги писателя. Имя Перумова ассоциируется с фэнтези, то есть фантастикой магии и меча, а «Череп» - весьма своеобразный сплав космооперы, научной фантастики, антиутопии и альтернативной истории.
Однако писатель намерен пойти еще дальше. Не бросая столь дорогих его многочисленным читателям магов, воинов и богов, Перумов намерен заняться защитой нашей истории от недобросовестных трактовок. И начнет он с того, что сам называет «Народный проект «Антиледокол». Импульсом к этой акции послужил нашумевший роман Виктора Суворова «Ледокол», в котором делается попытка переписать заново часть российской истории.
В своем интервью обозревателю «Фонтанки» Вере Камше писатель говорит об опасности подтасовки исторических фактов, о пагубности влияния подобной литературы на гражданское самосознание. Одновременно Николай Перумов отвечает на вопросы наших читателей, заданных ему в рамках проекта «Спроси сам».
- Николай, в истории каждого народа есть не самые приятные страницы. Некоторые предпочитают их пропускать, другие хотят знать все.
- И это их право. Я отнюдь не призываю замалчивать какие- то постыдные факты русской истории, но к ним нужен правильный и честный подход. О том, что было национальной трагедией, следует говорить очень бережно, тщательно проверяя и перепроверяя все факты, ни в коем случае не допуская тенденциозности. Для всех русских людей 1941 год был, есть и будет величайшей бедой. Работая над книгой, посвященной обороне Москвы, я поднял огромное количество архивных документов, перечитал немало мемуаров, переговорил с уцелевшими очевидцами. Со всей ответственностью я заявляю: война стала трагедией, фактически сломавшей страну.
Сейчас мне кажется, что Россия переварила бы даже Сталина с его чистками, не потеряй она двадцать семь миллионов лучших людей. Уничтоженная промышленность, деградировавшее сельское хозяйство, искалеченные судьбы уцелевших - от всего этого страна не оправилась и по нынешнюю пору. Поэтому когда вокруг событий 1941 года начинаются малоприличные исторические спекуляции, долг каждого честного человека - постараться разобраться, не принимая что-либо на веру, и выработать свою нравственную позицию.
- И Вы разобрались в утверждениях Суворова и полагаете их ложью?
- К сожалению, книги Виктора Богдановича Резуна, также известного как Виктор Суворов («Ледокол», «Последняя республика», «Очищение», «Самоубийство» и другие), атакуют историческую память и атакуют ее крайне некорректно, используя ложь, клевету и прямые подтасовки фактов.
К сожалению, профессиональные историки не опубликовали адекватного опровержения, что дало Резуну повод гордо заявить о своей победе в споре с «коммуноисториками». Дескать, можно считать доказанным, что во Второй Мировой войне виноват исключительно Сталин. Именно Советский Союз планировал нападение и захват Европы, а Адольф Гитлер всего-навсего защищался. Как известно, лучшая оборона - это наступление, следовательно... Неудивительно, что в Германии эта, с позволения говоря, концепция вызвала бурю восторга.
В то же время очень многие и в России, и за ее пределами были глубоко задеты и возмущены этим исследованием. Заметьте, это не коммуноисторики, не обласканные прежним режимом «политические генералы», эти-то как раз все больше занимаются собственными делами. Книги «Суворова» оскорбили простых людей, любящих и знающих военную историю. В частности, в Интернете появилось множество материалов, посвященных опровержению фактов и теорий Резуна, но доступны они далеко не всем. «Ледоколы» же, умело впихиваемые падкому до сенсационных «разоблачений» читателю, к сожалению, стали очень значимым фактом в общественном сознания.
Они дают русским людям дополнительный повод предаться самооплевыванию и самоуничижению, замахиваются на ту морально-нравственную основу, которая помогает нам, как народу, пережить самые тяжелые периоды. Это надо остановить, а клин, как известно, вышибается клином.
- И этим клином станете Вы?
- Не только я. Хотя долг писателя - дать людям возможность разобраться в своей истории. Пусть читатели сами делают выводы, но лишь на основе неподтасованного, неискаженного материала. Если они решат, что агрессором была не гитлеровская Германия, а Советский Союз, и именно его вождей следовало судить на Нюрнбергском процессе, а сам СССР подвергнуть расчленению и оккупации - это их свободный выбор. Но сделанный не на основе тенденциозных выдумок, а на основе действительных фактов. Есть огромное количество материалов, посвященных опровержению отдельных моментов «Ледокола», но, к сожалению, все они разрознены, разбросаны в самых разных местах. Найти их человеку, неискушенному в сетевом и архивном поиске, достаточно трудно. Так что свою задачу в этом проекте я вижу отнюдь не в том, чтобы написать книгу от и до. Я не историк, к сожалению. Да и такая задача одному человеку не по плечу.
Чтобы опровергнуть одну лживую фразу, подчас нужно перерыть тонны исторической руды, а лживых фраз у господина Резуна немеряно. Подобная работа, соберись я делать ее в гордом одиночестве, потребовала бы чуть не бессмертия, но я не эльф и даже не энт.
Я намерен разыскать и обобщить множество больших и малых работ, аргументировано, с научной скрупулезностью, поштучно опровергающих резуновские выдумки. Да, как писатель, работающий в весьма популярном жанре, я постараюсь сделать это так, чтобы было понятно и интересно читать даже человеку, не находящемуся «в теме». При этом никто из вступившихся за свою историю, за честь своей страны не будет забыт. Множество людей посвятили годы упорной работы, собирая материалы по своим темам и противопоставляя их навязываемой нам лжи. Кто-то собирал информацию по танкам, кто-то по бомбардировщикам, кто-то по истории Германии, по приходу Гитлера к власти, который в изложении Резуна выглядит как результат исключительно сталинских усилий.
Моя задача - найти всех этих людей, договориться с ними и объединить, но ни в коем случае не брать их материалы и ставить на них свое имя! У книги будет множество авторов, мое же дело - представить собранный материал в максимально ясной, четкой и доходчивой форме. Это и будет народный проект «Антиледокол». Или «Русские против Виктора Резуна».
- Николай, позвольте теперь от этой темы перейти к вопросам, которые задали вам наши читатели в рамках проекта «Спроси сам». Скоро месяц, как петербургские кинотеатры собирают аншлаги на киноверсию толкиновского «Властелина колец». Выскажите, пожалуйста, свое мнение по поводу этого нашумевшего блокбастера. Кого бы Вы из режиссеров пригласили снимать такой фильм?
- Наверное, был выжат максимум из голливудского подхода к деланию блокбастеров. Режиссер Питер Джэксон, однако, использовал достаточно странный метод - переписывание практически всей книги. При сохранении сюжетной линии, насколько я могу судить, не осталось ни единого "толкиновского" диалога. Сильную трансформацию претерпел характер Фродо: у него изымалась "активность", в частности, сопротивление врагу с оружием в руках. Я бы, возможно, предпочел увидеть фильм "от Камерона" или "от Ридли Скота".
- Если бы нашлись богатые спонсоры, какой бы из своих романов вы бы хотели экранизировать?
- "Алмазный меч, деревянный меч". Я считаю его одной из самых сильных своих книг. Там есть яркие характеры, законченное действие, острый конфликт.
- Вы когда-нибудь чувствовали, что ваши книги, помимо вашей фантазии, поддерживаются чьими-то произведениями?
- Гм. Мне кажется, нет. Мои книги независимы, хотя, разумеется, неотделимы от культурного контекста.
- Почему жанр фэнтези активно развивается в среде западно-европейской фольклористики и так неорганичен фольклористике российской (Успенский - единственное исключение)?
- Успенский работает в жанре гротеска, в традициях народной, скоморошьей смеховой культуры, и, в общем, с фольклористикой связан лишь внешним антуражем. Куда ближе, я считаю, творчество М.В.Семеновой, хотя там "на первый взгляд" нет ничего впрямую названного "русским". А классическая фэнтэзи на самом деле выросла из саг и западноевропейского рыцарского романа, там глубочайшие традиции...
- Согласны ли Вы с утверждением, что "Кольцо Тьмы" - самая отвратительная книга из всех сиквелов LoTR?
- «Кольцо тьмы» -- вообще не сиквел, поскольку базируется на невозможной в "истинном" толкиновском мире посылк: а что, если Девять Мертвецких Колец не сгорели в Ородруине, а каким-то образом остались в мире?...
- Интересно, действительно, живя в Америке, начинаешь воспринимать Россию местом, где концентрируются темные силы?
- Только если верить всему, что передает Си-Эн-Эн.
- Читатель спрашивает: "Я езжу в Штаты уже 7 лет, и у меня даже есть там компания, однако не представляю, что может делать такой писатель, как вы, в этом черно-белом мире глубиной в полдюйма".
- В этом черно-белом мире глубиной в полдюйма я работал биологом по своей основной специальности. К сожалению, подобной работы в России нет и уже, боюсь, не будет.
(Полная версия интервью с Ником Перумовым будет опубликована в ближайших номерах газеты «Тайный советник»)