Сегодня в выпуске:
В Петербурге существует реальная угроза терроризма.
"Аргументы и Факты" в Петербурге" в своем последнем выпуске поднимают проблему терроризма, как реальной угрозы не только для жителей "горячих точек" но и для петербуржцев. Об этом со страниц газеты рассказывает полковник ФСБ, руководитель службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Липатов.
"В 1999 году нашей службой разрабатывались два иностранца, граждане одной из арабских стран, которые являлись сотрудниками международного отдела национальной службы безопасности Чеченской республики Ичкерия. У нас были данные о том, что они прибыли в город для подготовки террористических и диверсионных актов. Оба иностранца были задержаны, а затем выдворены из России, с уведомлением Интерпола об их причастности к международным террористическим группам.
Еще один пример... в окрестностях населенных пунктов Сажа-Юрт и Урус-Мартан были выявлены школы подготовки боевиков, приверженцев радикального религиозного учения шейха Абд Аль-Ваххаба. Двое из боевиков, осваивавших теорию и практику проведения террористических актов, были жителями Санкт-Петербурга".
"Международный исламский терроризм, говорит А. Липатов, отнюдь не обходит вниманием наш регион. В Санкт-Петербурге уже побывали функционеры международной экстремистской организации "Братья мусульмане". "Они были выдворены за пределы страны. Общими с органами МВД усилиями мы не допустили в этом году и проведения в Ленинградской области так называемых "летних исламских лагерей", к обучению в которых в 1999 году привлекались жители Санкт-Петербурга в возрасте от 20 до 40 лет"".
"Однако необходимо констатировать, что оружие все же продолжает поступать к нам по контрабандным каналам из-за границы. Сейчас это единичные виды оружия (под заказ), как правило, снайперские винтовки, огнестрельное оружие с глушителями, а также оптические приборы. Второй канал - ввоз оружия из северокавказского региона. Этим занимаются не только криминальные элементы. Оружие и боеприпасы привозят с собой из зоны боевых действий отдельные военнослужащие... Третий канал - это хищения со складов и из воинских частей, где условия хранения зачастую не отвечают предъявляемым требованиям".
"Мы не делаем секрета из того, что в поле нашего зрения попадают не только лица с террористическими намерениями и представители преступных группировок, но и, например, радикально настроенная молодежь, - говорит Андрей Липатов. - Ряд представителей молодежных организаций, прежде всего шовинистического, анархистского, профашистского толка... Одна молодая девушка из анархистской организации, мать шестимесячной дочки, находясь в нашем городе, перевозила взрывчатку только что не в детской коляске!"
"Мы достаточно уверенно можем говорить о том, что в нашем регионе корни экстремизма и "заказных" убийств необходимо искать не в идеологическом противостоянии..., а там, где идет ожесточенная борьба за передел собственности и сфер криминального влияния".
Подробности о ситуации с терроризмом и ходе расследования убийств Галины Старовойтовой и Виктора Новоселова, читайте в статье Аллы Репиной, "Терроризм: реальная угроза".
Как депутаты выбирали уполномоченного.
"Известия" Северо-Запад" рассказывают о то, как проходили в Законодательном собрании Петербурга выборы уполномоченного по правам человека. Этой теме посвящена статья Виктора Кострова, "Проигравшие празднуют победу".
"Полным провалом завершились выборы уполномоченного по правам человека в питерском ЗакСе. Город не смог стать даже восьмым регионом, где существует свой омбудсмен... Во втором туре бывшему депутату Госдумы Юрию Нестерову не хватило всего одного голоса, чтобы занять пост омбудсмена. Он набрал 24 "белых шара", его оппонент - депутат ЗакСа Александр Щелканов – 10".
"Кандидаты в уполномоченные избрали совершенно разную тактику агитации. Большинство изощрялось в комплиментах парламентариям: их называли лучшими правозащитниками, главной ветвью власти и т.д... Большинство соискателей "забыли" принести поддерживающие протоколы от общественных организаций, а один юрист в пылу предвыборной борьбы не указал своего дня рождения и образования... Окончательно развеселил депутатскую публику Александр Попов. Он считает омбудсменскую должность настолько важной, что на нее необходимо выбирать всенародным голосованием. А депутаты страшно далеки от народа. Еще дальше, чем декабристы от компьютера".
"Еще во время обсуждения А.Щелканов говорил, что не боится бросить свой округ - его точно не выберут. Как в воду глядел, а после голосования сообщил "Известиям", что больше не будет играть в эти игры. Такое заявление должно насторожить депутатов, с олимпийским спокойствием воспринявших неудачу выборов омбудсмена и думающих, что теперь выявились два реальных претендента - Ю.Нестеров и А.Щелканов. Именно поэтому так радовались проигравшие в первом туре 12 претендентов".
Не оставляет автор и обсуждение в кулуарах ЗС кандидатуры В. Малышева, как возможного первого вице-премьера городского правительства. По его мнению "Г-н Малышев почти со стопроцентной вероятностью получит благословение из Мариинского дворца. Забыты прошлогодние октябрьские баталии, когда Валерий Иванович (он занимал тот же пост, на который претендует и теперь) "обрабатывал" депутатов, чтобы они перенесли губернаторские выборы".
От российского морского флота остались только ворота.
рассказывают о том, как происходил развал российского морского торгового флота.
"После раздела советского морского торгового флота из 1745 судов Россия получила только 790. К середине девяностых численность морского флота сократилась до 600 судов, в 1998 году оставалось меньше 400 судов, в 1999 году флот уменьшился до 280 кораблей. В последнее время в стране строится лишь по 13 — 16 новых морских судов в год. Из них российский флаг поднимают лишь 3 — 5. Остальные уходят под "удобные" зарубежные флаги. Российский судовладелец отдает в виде налогов 83 процента доходов. Европейский — около 30 процентов, владелец судна под "удобным" флагом — 5 процентов. Судно под российским флагом платит при заходе в российский порт на 20 процентов больше, чем иностранное".
"Чтобы понять, какие враждебные силы не дают возродиться морскому торговому флоту (флот смешанного плавания из судов типа "река -море", к счастью, уцелел), вспомним, как погибло БМП (Балтийское Морское Пароходство)... при разделе советского флота Россию с благословения тогдашних ее демократичных руководителей здорово обделили. Из общего количества 1745 судов нам досталось только 790. Без малого тысяча кораблей отошли Прибалтике и Украине. На Балтийском море Россия после раздела лишилась большей части рефрижераторного, балкерного, пассажирского и всего танкерного флота".
"Экипажу то одного, то другого судна задерживали зарплату. В первом же иностранном порту кто-нибудь из экипажа писал жалобу в международный профсоюз моряков. Его представители тут же являлись на борт и объявляли судно арестованным. Поскольку деньги на зарплату из Петербурга так и не приходили, через короткое время судно выставлялось на торги. Корабли стоимостью 10 -20 миллионов долларов продавались за 3 -4 миллиона".
"Теперь говорят, что "дело БМП" было подстроено иностранными конкурентами. Но если и так, то расправились они с российским флотом руками нашего же государства. И оно же не дает флоту возродиться, видимо, считая статус морской державы для себя излишне обременительным".
"Из тех 16, что были построены три года назад, только четыре подняли российский флаг, из судов постройки 1998 года российскими стали только пять. Чем плох российский флаг? Да опять же налогами. Наш судовладелец отдает в бюджет 83 процента доходов, тогда как французский, английский, американский -тридцать с небольшим процентов (данные Российской академии транспорта). А хозяева "удобных" флагов -кипрского, либерийского, панамского -вообще ограничиваются пятью процентами... 85 -90 процентов российских внешнеторговых грузов перевозится иностранными судами (в том числе бывшими российскими). За эти перевозки страна платит иностранным судовладельцам 5 -6 миллиардов долларов в год".
"...Петербург сам стал городом сугубо сухопутным... Порты, к примеру, находятся на суше -и портами мы занимаемся. В городе Большой порт развиваем, в области новые строим. А что в том же Большом порту из девяти тысяч посетивших его в прошлом году морских судов не было ни одного российского -об этом мало кто знает. И в Приморске будет та же картина... В свое время БМП приносило в год 300 миллионов долларов прибыли - без малого треть нынешнего городского бюджета. Флот не требует дотаций, он и себя, и смежные отрасли, и государство кормит. Просто для его функционирования нужны несколько иные - не такие, как на заводах, нефтепромыслах или в авиапредприятиях, -налоговые и инвестиционные правила. О которых в Москве и не знали, а в Петербурге – забыли".
Подробности читайте в статье Владимира Новикова "Теперь мы только "ворота", хотя недавно были морской столицей"
Соболевский променял Уставной суд на Сбербанк.
"Деловой Петербург" в статье М.Т. "Сбербанк пригрел человека губернатора" рассказывает о новом месте работы Игоря Соболевского, в свое время избранного в Уставной суд Петербурга, но отказавшегося работать в ранге простого судьи, когда ему не досталось место председателя.
"Игорь Соболевский, вышедший из состава Уставного суда, возглавил юридическое управление Петербургского Сбербанка. Отказ от судейского кресла бывший вице-губернатор, председатель Юридического комитета администрации Петербурга объяснил тем, что суд еще не готов к работе и начнет функционировать только через полгода. По другой версии, Игоря Соболевского устраивал только статус председателя суда".
По данным автора, "Назначение именно Игоря Соболевского источники, близкие к руководству петербургского Сбербанка, связывают не только с юридическим опытом, но и с его связями в Смольном (в Уставный суд кандидатуру Соболевского внес губернатор Яковлев). Ранее возглавлявший юридическое управление петербургского Сбербанка Алексей Антоненко станет заместителем директора".
Законодательное собрание отказывается платить за чужие гарантии
"Деловой Петербург" комментирует отказ Законодательного собрания города, выделить бюджетные средства (предусматривалось 6,2 млн. рублей), для гарантирования выплаты коммерческими банками частных вкладов.
"В Петербурге скандал. Законодательное собрание (ЗС) отказалось поддерживать предмет гордости Ассоциации коммерческих банков - фонд обеспечения сохранности депозитов и вкладов населения в коммерческих банках. Ожидаемых 6,2 млн бюджетных рублей фонд в следующем году, судя по всему, не получит. Фонду взять денег, кроме как из бюджета, больше неоткуда, поэтому он намерен за них бороться, оперируя разными инструментами. Например, банковскими. "Мы не просто храним деньги, а вкладываем их в облигации Петербурга, причем очень прибыльно вкладываем", - говорит Виктор Титов, исполнительный директор АКБ и по совместительству руководитель фонда".
"Изначально идея была самая благородная. Семь банков, входящих в фонд, должны были бы формировать его резерв, поскольку гарантии сохранности депозитов способствуют привлечению вкладчиков. Предполагалось, что банки в них заинтересованы. Но частные вкладчики для коммерческих банков - головная боль. Банки и без них не знают, что делать с деньгами. Кредитовать нечего... Есть западный опыт, есть инструкции ЦБ. По инструкции всем коммерческим банкам положено отчислять в ЦБ определенный процент, на случай, когда вкладчики будут вынуждены потребовать гарантий. Но кто в России живет по инструкции? Все делается по дружбе. Поэтому вместо гарантий сохранности вкладов населения в денежном выражении ЦБ получает от коммерческих банков "бесценные" ноу-хау "в бумаге"".
Авторы статьи предлагают два выхода из сложившейся ситуации: "Можно направить 6,2 млн. бюджетных рублей на учет и контроль за прозрачностью деятельности коммерческих банков. Чтобы даже намека на время "Ч" не возникало. Есть второй путь - социальный. Поскольку Фонд гарантирования вкладов гарантирует только 500 рублей, и только тем, кто старше 63 лет, а люди этого возраста в основном собирают деньги, увы, на похороны, то целесообразнее, собственно, это и гарантировать - обеспечение вкладчикам цивилизованного ухода в мир иной".
Подробности довольно критичной оценки деятельности фонда обеспечения сохранности депозитов и вкладов населения в коммерческих банках читайте в статье редакции "Делового Петербурга", "Законодательное собрание отказывается платить за чужие гарантии".
Обзор прессы подготовил Вадим Мольков