Пассажирские лайнеры «Адмирал Нахимов», «Михаил Ломоносов» паром «Эстония» потерпели крушение не посреди бушующего океана. Они погибли на пространстве шириной не более 200 миль, на небольшой глубине. Большинство кораблекрушений, число которых за последние 100 лет нисколько не сократилось, именно в таких местах и случается. В чем загадка этой печальной закономерности?
Геологические карты показывают, что корабли гибнут чаще всего над активными разломами земной коры, в местах так называемых геоактивных зон. Из-за незначительной толщи воды воздействие этих разломов усиливается - воздействие негативное, патологическое. Та же закономерность прослеживается и в отношении многих наземных происшествий. О природе и особенностях геопатогенных зон (ГПЗ) корреспондент газеты «Ваш тайный советник» беседует с их активным исследователем, заслуженным геологом России, кандидатом геолого-минералогических наук, ведущим специалистом ГП «Невскгеология» Евгением МЕЛЬНИКОВЫМ.
- «Гиблое место» - так в народе называли подобные точки как на воде, так и на суше. Это было опытное знание, но люди вполне ему доверяли: домов в таких местах не строили, дорог не вели. Например, на просеках под будущие проспекты и линии Васильевского острова Санкт-Петербурга развешивали над землей куски сырого мяса - там, где оно быстрее сгнивало, домов не ставили. Так и жили. И только в 30-х годах XX века, когда в европейских городах обнаружился рост заболеваемости в зонах новой, нетрадиционной застройки, немцы и чехи решили это явление изучить. Тогда впервые и обнаружилась взаимосвязь геологии и здоровья человека.
- И что же на него воздействует - вредные газы?
- В том числе и они. Земная мантия выделяет радон, гелий, ртутные пары и прочие вредные для человека газы. Кроме того, в зонах разломов и особенно в узлах их пересечения наблюдаются изменения магнитных и электрических полей, активное развитие патогенных форм бактерий и микробов, нарушения ионного состава воздуха и много других неприятных вещей. Все это в той или иной мере действует на состояние здоровья и поведение людей, и по степени воздействия во много раз превышает те загрязнения, которые исходят от самого человека. В десятки раз превосходит!
- А как это связано с катастрофами?
- Через поведение человека. Всем известен эффект «рамки», с помощью которой лозоходцы ищут воду. И в этом нет никакой мистики: биолокационный механизм связан с непроизвольным сокращением мышц в момент пересечения человеком зоны разлома, в котором, как правило, и образуются подземные источники. Проще говоря, не рамка находит воду, а сам лозоходец. Есть предположения, что виной многих ДТП как раз и были подобные «непроизвольные» мышечные сокращения рук водителя. Кстати, наши исследования в Калининском районе Санкт-Петербурга и Мурманском шоссе показали, что число ДТП на пересечении геопатогенных зон возрастает от 30 до 1000%! Такова статистика.
- Она впечатляет! А как на железных дорогах, они ведь тоже пересекаются с геопатогенными зонами?
- Конечно, пересекаются. Здесь масштабных исследований не проводилось, но отдельные случаи подтверждают сказанное. Например, более десяти аварий железнодорожного транспорта произошли над геопатогенной зоной в районе станции Бологое, и это весьма тревожная закономерность. Необходимо уже сейчас, не дожидаясь строгого научного обоснования этого феномена, принять меры по уменьшению эффекта. Хотя бы с помощью предупредительных знаков и светофоров.
- Если подобный эффект существует лишь при пересечении геопатогенных зон, то что же может случиться на технических объектах, построенных прямо над ними?
- Сразу скажу, что механизм психогенного воздействия геопатогенных зон изучен явно недостаточно. Если по ряду медицинских показаний (онкологические заболевания, лейкемия, астмы и другие) сравнительные данные имеются, то исследований психического состояния человека при длительном пребывании над такой зоной практически нет. Но влияние это несомненно: оно может проявляться в депрессивных состояниях, чрезмерной утомляемости и, как следствие, принятии ошибочных решений на рабочем месте. Особенно в экстремальных ситуациях и при повышенной сейсмоактивности. Так, среди причин аварии на Чернобыльской АЭС рассматривается и фактор психогенного воздействия геопатогенной зоны, над которой расположена станция, на ее персонал. Во всяком случае, те ошибочные решения, которые принимали специалисты ЧАЭС высокой квалификации, иначе объяснить трудно.
- А на сами объекты и оборудование эти зоны влияют?
- Можно выделить несколько факторов. Прежде всего, химический - газы и другие соединения, выделяющиеся в зоне разломов, способны изменить химический состав почвы, воздуха и воды. Отсюда коррозии и прочие нежелательные реакции. Второе - магнитные, электромагнитные и сейсмические воздействия. И, наконец, третье - активизация бактерий, микробов, грибов и некоторых видов растений, которые буквально атакуют постройки или технику. В качестве примера, могу назвать данные по авариям на газо-, и нефтепроводах. Над геопатогенными зонами разрывы, вызванные коррозией металла, происходят чаще в 3-4 раза! А авария на Сенной площади? Одной из ее причин специалисты называют поражение конструкций микробами и грибами, что неудивительно, поскольку павильон стоит как раз над геопатогенной зоной.
- Так что же получается, опасность возникновения техногенных катастроф над геопатогенными зонами по всем параметрам выше?
- Да, это так. Изменения состава приземной атмосферы, силы тяжести и уровня электромагнитного и магнитного воздействия над системами активных разломов могут привести к чрезвычайным ситуациям. Особенно в периоды сейсмогеодинамической активизации - земля же «дышит»! И эти факторы способны стать «спусковым механизмом» для аварий. Как на технических объектах, так и в быту. Особенно в условиях крупного города с повышенной геодинамической напряженностью.
- Петербург, надо полагать, именно к таким и относится?
- Это неудивительно! Практически все крупные города мира расположены в подобных местах, поскольку строили их в древности у воды, а большинство водных систем образовались на разломах. Вода тоже ищет пути полегче! Что касается нашего города, то он стоит на стыке аж четырех зон крупных тектонических нарушений. Здесь Балтийский щит смыкается с Русской плитой. Кроме того, Санкт-Петербург находится на гигантском разломе Северо-западного направления. Есть вполне серьезная гипотеза, что разломы земной коры оказывают не только отрицательное воздействие, но и стимулируют творческую активность людей. Так формируются крупные города и особенно мегаполисы.
- То есть Петра Великого в выборе места винить не следует?
- Ни в коем случае! Во всяком случае, по объему и разветвленности геопатогенных зон его творенье других не превосходит. Иное дело, что это «палка о двух концах». И третье дело, что сейчас мы имеем редкую возможность учитывать фактор геопатогенных зон как при оценке заболеваемости горожан, так и при анализе катастрофических ситуаций на объектах техносферы города. Проектируется жилой массив? Давайте посмотрим на карту геоактивных зон. Строится дорога, особенно скоростная, - заглянем туда же. Эта карта, составленная по результатам комплексных исследований для мэрии еще в 1994 году, существует и ежегодно дополняется. Геологи, геофизики, медики, экологи - лучшие специалисты города принимали участие в проекте, поэтому выводы, к которым мы пришли, серьезны и основательны. Они не очень приятны, но объективны.
- И в чем же их неприятная для нас объективность?
- Во многом. Вряд ли кого порадует тот факт, что в разных районах города от 20 до 40% жилых домов находятся в геопатогенных зонах, и это серьезнейшим образом влияет на заболеваемость живущих в них людей. Также, я думаю, не испытает никто удовольствия от информации о десятках «гиблых мест» пересечений дорог с ГПЗ, которые бесконечно мелькают в сводках городских ДТП. Я уже не говорю о промышленных предприятиях, многие из которых расположены в зонах геологического риска. Могу лишь сказать в итоге, что состояние нашей с вами среды обитания в значительной мере определяется геологическим фактором, и его надо учитывать. Во всяком случае, болезни, аварии и катастрофы обходятся гораздо дороже.
Как без приборов распознать геопатогенную зону?
В геопатогенных зонах хорошо растут и развиваются ива, ольха, осина, дуб, ясень, вяз. Большинство хвойных деревьев, а также береза и липа заболевают, на них появляются наросты, возрастает количество уродливых форм, прежде всего, деревьев с раздвоенными стволами. В растущие в геопатогенных зонах деревья чаще других бьют молнии.
Остро реагируют на воздействие разломов кустарники: Смородина недоразвита, малина сохнет и пытается «уйти» за пределы зоны. Урожайность картофеля снижается в 2-3 раза, хуже всходят семена злаковых культур. Над ГПЗ быстрее скисают вина и гниет картофель.
Большинство домашних животных, за исключением, возможно, кошек, стараются избегать геопатогенных зон, у коров удои снижаются в 2-3 раза, возрастает заболеваемость лейкозом и маститом. У лошадей и овец, постоянно находящихся под ГПЗ, нередки случаи бесплодия. Мыши в зонах ведут себя возбужденно и не роют в таких местах нор.
Прекрасно чувствуют себя в таких местах муравьи и пчелы. Именно в пределах ГПЗ сооружают свои муравейники красные муравьи. Преимущественно над подобными зонами зимуют и откладывают свои яйца змеи.
Александр Пронин
Эта статья опубликована в свежем номере газеты "Ваш тайный советник"
«Гиблое место» - красными линиями обозначен треугольник пересечения ГПЗ в районе громких заказных убийств депутата Галины Старовойтовой, коммерсанта Льва Топера и координатора ЛДПР Геннадия Туганова, а также покушения на помощника спикера Госдумы Михаила Ошерова. Как воздействовали геопатогенные зоны на эти события, неизвестно. Вполне вероятно простое совпадение.
Розовыми линиями обозначен узел геопатогенных зон в одном из наиболее опасных по статистике ГИБДД дорожных перекрестков Санкт-Петербурга – пересечении проспекта маршала Жукова с Ленинским проспектом и Петергофским шоссе.