Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Музеи Куда пойдем сегодня Пять счастий, экран от злых духов и чиновник на удачу. Что и как смотреть на новой экспозиции Китая в Эрмитаже

Пять счастий, экран от злых духов и чиновник на удачу. Что и как смотреть на новой экспозиции Китая в Эрмитаже

15 748
Источник:

На третьем этаже Зимнего дворца перед праздниками открыли первую очередь галереи «Культура и искусство Китая». Для музея это серьезное переосмысление китайских залов постоянной экспозиции, которые были закрыты примерно 15 лет.

Первые три зала, что уже доступны для осмотра, повествуют о культуре и искусстве Китая эпохи династии Цин. Как известно, в Китае время привыкли отмерять эпохами правления, и Цин (1644–1911) — последняя из династий, при ней произошло столкновение патриархального восточного общества и бурно развивавшегося Запада: в стране активно развивалась культура, особо ценились исконные древности, и в то же время работали приезжие ученые, что способствовало развитию технологий и науки.

Внутри открытой сейчас части экспозиции, посвященной XVII–XIX векам, вещи распределены по трем залам по материалу: в первом зале — живопись и резной камень, во втором — декоративно-прикладное искусство из металла и органических материалов, а третий практически полностью посвящен фарфору.

И именно предметов фарфора, ранее не экспонировавшихся в музее на постоянной основе, представлено больше всего. Первые витрины — фарфор розового и зеленого «семейств», именно такой покорил в свое время Запад и Россию, заставив называть себя «белым золотом»: люди высоко ценили полупрозрачность тонких стенок фарфоровых изделий, которую давал фарфоровый камень, содержавший кварц. Этот рецепт открыли в Китае еще в VII веке, но только развитие торговых связей сделало его знаменитым. Однако интересен не только материал.

«В том, что касается сюжетов, китайские прикладные искусства очень символичны, — рассказывает Лидия Поточкина, старший научный сотрудник сектора Дальнего Востока, отдела Востока. — Там каждый мотив имеет благопожелательное значение, звучание. Мы можем его даже иногда прочитать, поскольку у китайского языка есть такая особенность: очень много слов звучат одинаково, а значат разное, поэтому на какие-нибудь абстрактные понятия, чтобы их изобразить, можно подобрать слово, звучащее так же, — омофон. По этой причине изображение, например, летучей мыши является пожеланием счастья, потому что «летучая мышь» на китайском звучит так же, как «счастье».

Источник:

Среди зеленого фарфора стоит особо обратить внимание на три маленьких тарелочки, по красному бортику которых проходит надпись, желающая особого долголетия: это предметы из сервиза, изготовленного для пира в честь 60-летия императора Канси (это не имя, а девиз правления маньчжурского императора Айсиньгьоро Сюанье — «процветающее и лучезарное», относится к 1662–1722 годам).

Другие предметы в этой витрине содержат пожелания долголетия, богатства и изобилия, изложенные не словами, а рисунками.

«Например, нижняя тарелочка: мы видим ветку цветущего боба, — продолжает Лидия Поточкина. — Это одна из культур, которая в Китае ценилась, возделывалась, и само изображение цветущего растения, которое дарит свои плоды, является пожеланием изобилия. А желая изобилия императору, мы желаем изобилия и всему государству. И летящий шмель, который опыляет, привлечет это изобилие далее. Дрозд, сидящий на ветке абрикоса, связан с тем же самым. Ну и в центре мы видим две пары фениксов. Феникс — это одно из известных фантастических животных Китая, которые символизируют в частности (если самец и самка) императора и императрицу, и их гармоничное сочетание должно привнести гармонию во всю империю. Так что все имеет тонкий смысл».

Источник:

Самые ценные экспонаты на выставке — в центре зала: это вазы с плотными монохромными глазурями. На них нет росписи, но при изготовлении использовалась сложная техника. Например, одна из ваз состоит из двух: внутри внешней ажурной находится другая. Сложность состояла не только в том, чтобы поместить их друг в друга, а в том, что каждая глазурь (а здесь использованы разные) обжигается при своей температуре, а золотая краска — при своей. Еще одна вазочка — «Яйцо малиновки» — повторяла природный орнамент, для чего была использована глазурь под названием «чайная пыль».

«На необожженные изделия пигменты разной концентрации наносились путем выдувания их через трубочку с марлей, — рассказывает Поточкина. — Таким образом, пигменты распределялись неравномерно, где-то гуще, где-то меньше, и после обжига создавался такой вот интересный эффект».

1 из 2
Источник:

Еще одна витрина демонстрирует фарфор, покрытый кобальтовой краской, — это самая ранняя техника декорирования фарфора, открытая еще в XIV веке. Из представленных впервые экспонатов — две тарелочки: с тремя даосскими мудрецами и с чиновником. Глядя на них, задумываешься: ну, мудрецы — понятно, а чиновника изображать зачем?

«В Китае с ранних пор сложилась система, по которой человек мог добиться высокого положения и богатства только в случае, если он пойдет по ученой линии, будет сдавать государственные экзамены, — продолжает научный сотрудник Эрмитажа. — При этом сдавать их нужно не как у нас, после школы либо после института, а всю жизнь: городские, уездные, императорские. Там очень много нужно было всего запомнить, и поэтому пожелания, чтобы ты сдал экзамены, приобрел высокий чин, очень часто встречаются на изделиях прикладного искусства Китая. Собственно говоря, даже изображение преуспевшего чиновника, у которого есть служка с опахалом, уже является таким благим пожеланием».

Источник:

Еще два предмета, покрытых кобальтовой краской, содержат секретный смысл одним только своим мотивом росписи, который поэтично называется «Цветы сливы на потрескавшемся льду». Если приглядеться, на посуде можно увидеть синие «царапинки» — они, по замыслу, изображают трещины на льду в момент, когда тот начинает таять.

«Возможно, вы видели такой эффект на тающем весеннем льду, а весна — это важное время для китайцев, это время обновления, новой энергии, поэтому изображение такого мотива тоже является очень благим пожеланием», — объясняет специалист по фарфору.

Источник:

Своего пика технологическое совершенство в этом виде искусства достигло в период «Цяньлунь» («Непоколебимое и славное», 1736–1795), когда правил внук императора Канси. Кобальтовые линии отличает ювелирная точность, и в экспозиции Эрмитажа этот период представляют изделия императорского уровня. Об этом говорит не только само мастерство, но и, например, изображение дракона, главного мифического животного, ассоциируемого с императорской властью, — особенно если у него пять когтей. Рядом с ним — сосуд с пятью горлышками. И это тоже неспроста.

Источник:

«Пять в Китае — это символическое число: как пять лепестков у цветка сливы являются пожеланием счастья, так пять — это пожелание пяти основных счастий китайца, — рассказывает Лидия Поточкина. — Это долголетие, богатство, успехи в карьере, рождение сыновей (потому что в Китае именно сын был гарантом того, что род будет процветающий: в частности, сын может исполнять поклонение предкам, которое оберегает род от упадка) — и спокойная смерть (но метафорического изображения этого счастья вы не увидите, поскольку спокойная смерть нужна лишь один раз, а все остальное — каждый день)».

Но не только экспонаты из фарфора способны при внимательном изучении вызвать восторг и открыть много нового о Китае. Так, в том же зале представлен инкрустированный камнем лакированный деревянный экран, на обратной стороне которого написаны стихи императора Цяньлуна, посвященные цветущей сливе и ожиданию весны. Этот экран — украшение экспозиции — выставляется в Эрмитаже впервые. А ведь когда-то он стоял в усадьбе императора в Запретном городе в Пекине. И имел, помимо эстетической, практическую функцию.

«Заслонял от сквозняков, заслонял от пыли, ну а кроме того, это защита от злых духов и вообще от всяких напастей, — поделилась с «Фонтанкой» Мария Меньшикова, старший научный сотрудник отдела Востока. — Обычно ставился либо в проем у дверей, чтобы злые духи не могли пройти, либо мог и за спиной сидящего императора».

Рядом с экраном на себя обращает внимание вытянутое полотно с танцующим журавлем (шелк, золотая нить), и «функционал» предмета оказывается неожиданным: это покрывало на стул, подарок императора Канси Петру I. Кстати, в этом же помещении — еще один необычный царский подарок: большие емкости для льда, которые должны были охлаждать помещение, исполняя роль кондиционера. Это подарок императора Гуаньсюй на коронацию Николая II в 1896 году.

1 из 3
Источник:

А в соседнем зале можно увидеть, среди прочего, большую круглую красную шкатулку с иероглифом «весна»: она выполнена из резного лака — материала уникального в искусстве стран Дальнего Востока. Это сок дерева, обладающий клеящими свойствами, слои которого застывают на воздухе. Чтобы изготовить подобное резное изделие, на основу наносили множество слоев (в данном случае — порядка 120) и затем в толще лака вырезали узор. Конкретно эта шкатулка использовалась для сладостей, засахаренных фруктов.

Источник:

В витрине рядом внимательного посетителя удивит сосуд с арабскими надписями.

«Это совершенно удивительный предмет, — рассказывает Мария Меньшикова. — Вообще, китайская культура, или религия, если можно сказать условно, синкретична, туда входит всё: конфуцианство, даосизм, буддизм, мусульманство. На территории Китая есть мечети, самая ранняя была построена в IX веке на побережье, куда приплывали арабские купцы, на юге Китая. И император Цяньлун взял себе одну из жен (мужчины в Китае могли иметь много жён: сколько готов содержать, столько и берёшь) из мусульман, из этих районов. Она грустила по дому, и он пытался создать для нее антураж, который бы ей напоминал родные стены. И покои в одном из дворцов были украшены изделиями мусульманской тематики. Так что этот предмет, скорее всего, стоял во дворце».

1 из 3
Источник:

Среди других разделов, которые представлены в экспозиции и, безусловно, заслуживают внимания, — китайская традиционная живопись и камнерезное искусство, получившее в музее подобающую роскошную подачу — с подсветкой, позволяющей оценить всю красоту материала.

Предполагается, что в будущем галерея «Культура и искусство Китая» охватит все возможные эпохи — от древности до середины ХХ века. Следующую очередь залов планируется открыть в конце 2024 года.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях