Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Куда пойдем сегодня В МДТ — первый с 24 февраля российский спектакль о войне

В МДТ — первый с 24 февраля российский спектакль о войне

10 875
Источник:

Молодая актерская команда спектакля Яны Туминой «Будь здоров, школяр» по автобиографической повести Булата Окуджавы о четырех месяцах в минометном дивизионе в районе Моздока в 1942-м не разыгрывает историю о войне — артисты примеряют ее на себя, как шинель с дедова плеча, пробуют на вкус, на звук, на ощупь, пытаются пройти как шаолиньский коридор смерти.

«Джазисты уходили в ополченье…»


Сцена разобрана, действие происходит в трюме. Вместо рампы театральной — рампа для скейтборда с реальными скейтбордистами. На заднике в глубине — граффити (кстати, прививку этого рода стрит-арта МДТ осуществил Никита Касьяненко, соавтор золотомасочного спектакля-променада 4elovekvmaske, в процессе которого публике приходится исследовать промзоны и штурмовать гаражи). Военные стихи Окуджавы положены на рэп и звучат яростно и оглушительно, как у Маяковского. Режиссер Яна Тумина удивительным образом умудрилась пройти «по минному полю» без художественных потерь, обойдя такие, как кажется, неминуемые в наше время и в связи с этой темой мелодраму, патетику и конъюнктуру.

У режиссера Туминой есть удивительное свойство находить точные театральные метафоры вполне конкретным деталям литературного текста (Яна выступила тут еще и как автор сценической композиции, и как сценограф). Например, мгновенно становится понятно, почему ей понадобилось разрушить сцену и спуститься вместе с артистами в трюм: андеграунд — не только символ среды обитания тинейджеров, которые комфортнее чувствуют себя подальше от посторонних наблюдателей, не только военный блиндаж, — это еще и образ более широкий, даже философский.

Герой — alter ego автора, тот самый школяр из повести Окуджавы, — все время мечтает увидеть передовую, наступление, войну как нечто цельное, панорамное, но видит только её краешек, глядя из «ложбинки», в которой окопались минометчики. В самом начале спектакля вся молодая орава взбегает из «подполья» вверх, к первому ряду (в этот раз зал выстроен амфитеатром, как это было на спектаклях «Пьеса без названия», «Молли Суини» и других), и каждый, глядя куда-то поверх голов зрителей, произносит: «Война». Будто пробуя на вкус это странное, жуткое и притягательное одновременно слово. Зал непроизвольно напрягается на это «запрещенное» нынче слово — как же быстро вырабатываются в нас условные рефлексы, если речь идет о страхе боли или потере свободы, но вскоре выдыхает, соображая, что, хоть нас и сбили с толку сегодняшние мальчики с их скейтбордами, рэпом и баллончиками краски, речь все же про ту войну, которая называлась именно так и никак иначе. Идеальную для нас войну: справедливую, отечественную, героическую. И потому слово это манит юных персонажей больше, чем пугает: свободой от надоевшей школы, взрослой жизнью без родительской опеки, вероятным геройством, а главное — возможностью увидеть большой мир. «Не будет десятого! Клянусь погибнуть за Родину!» — кричат мальчишки.

Эта эйфория — правильная эмоция, от которой отталкивается сегодняшняя «бродилка» по войне в редком театральном жанре саунд-драмы, в котором роль композитора и музыкального руководителя Анатолия Гонье тут почти так же важна, как роль режиссера.

«Вы шумите как школяры. А там этого нельзя. Там нужна суровость», — бросает мальчишкам красивая девочка Женя — Дарья Ленда, первая любовь героя. И начинается тихая история о войне — разительно тихая по сравнению с началом в стиле техно-party, точно всех разом контузило. Краски тоже исчезают — остается только два цвета — болотно-серый и белый. И есть еще одно важное для эксперимента вводное: все персонажи, как на подбор, прекрасные люди и даже немного художники, которые готовы подписаться под каждым словом стихотворения Окуджавы «Как научиться рисовать» и особенно — под его финалом: «Главное — это сгорать, и, сгорая, не сокрушаться о том// Может быть, кто и осудит сначала, но не забудет потом».

Яна Тумина — замечательный гуманист. По сути своего мировоззрения. И поэтому история ее получилась о поэтах на войне. То есть о людях, не просто не способных оскотиниться, но еще и отличающихся особой невозможной искренностью.

В первых же военных эпизодах возникает удивительная побочная тема: об исчезающих оркестрах. В самом начале войны новобранцев в крупных городах провожали на фронт духовые оркестры, но постепенно эта практика сходит на нет, и вот кто-то из новеньких уже рассказывает, что уходил на войну в тишине. И тут в спектакле звучат «Джазисты»: стихи читает в микрофон Надежда Некрасова, а по краям рампы, где прежде катались скейтбордисты, теперь сидят девушка и молодой человек — Дарья Ленда с трубой и Иван Чепура с кларнетом. Так между джазистами и рэперами легко ставится знак равенства: что тот поэт, что этот. Можно было бы, кажется, взять и более известное окуджавовское: «Все они красавцы, все они таланты, все они поэты», но в спектакле принципиально не звучат заезженные тексты и песни. А кроме того, «Джазисты» сразу задают трагическую ноту, которой артистам теперь придется соответствовать до самого конца двухчасового спектакля: «На смену всем оставленным заботам единственная зрела впереди,// И скрипачи ложились к пулеметам, и пулеметы бились на груди.// Едва затихли первые сраженья, они рядком лежали. Без движенья…».

Архетипы и символы


А почему, собственно, трагической, если главный герой выживет, о чем закадровый голос сообщает с самого начала? И о чем постоянно напоминает седоволосый мужчина — Михаил Самочко, который весь спектакль бродит по лабиринтам собственной памяти, снова и снова встречаясь с собой —школяром на войне, обеспечивая дополнительный объем действию. В этом и есть подлинный сюжет, прячущийся за очевидным: в ответе на это «почему».

Юный школяр возникает на сцене в трех ипостасях. Первая — вчерашний школьник, субтильный, русоволосый, который поначалу возникает в пространстве памяти и мечты, на «втором ярусе» — и эта «надмирная» позиция до поры делает артиста стажерской группы Евгения Зайфрида почти бесплотным «маленьким принцем». Вторая — немного пообтесавшийся и возмужавший брюнет Михаил Титоренко, переживающий впервые в жизни настоящее большое чувство — к связистке Нине из штаба дивизии. Третья — непосредственно, поэт: Иван Чепура — неистовый, горячий, который использует верхний ярус как трибуну, чтобы выдать современникам уже отрефлексированную войну, в формате стихов, положенных на тот ритм и прочитанных с тем посылом, который может быть услышан сегодня.

Все эти герои-темы в спектакле неразделимы, сплетены в упругий клубок смыслов, звучат параллельно и в унисон и развиваются стремительно, как всё на войне. Быстро случается любовь — что называется, с одной сигареты. И сцена этой встречи поставлена замечательно целомудренно и романтично: Нина — Надежда Некрасова (актриса очень точно играет, помимо сокрушительной женственности, еще и обреченный покой ранней взрослости) стоит внизу, а школяр — Михаил Титоренко — вознесен своим чувством наверх, и у каждого в руках вместо самокрутки по маленькой дым-машине. И это вторая сцена (первой была та, в которой «маленький принц» неумело не надевал даже, а словно встраивался в тяжелую шинель), где звучит не электронная музыка, а канонический Бах, мелодичный концерт для клавесина № 5, фа-минор.

И тут же — встык — первая смерть. Стоят перед залом две девушки в белых платьицах и с ушанками на голове — такой вот окуджавовский образ, «платьица белые», хоть и подарены далеким сестренкам, но не забыты, и вдруг красная вспышка, и Нина хватается за голову, а вторая, безымянная, замирает на мгновение, а потом снимает шапку с головы, и эта шапка в руках актрисы Екатерины Клеопиной становится «куклой», которая очень медленно движется по траектории падающего тела человека, подорвавшегося на мине: сначала взмывает вверх, совершает кульбит, а потом опускается на землю. И тут же Саша Золотарев — Александр Быковский — такой уютный, упитанный, и в самом расцвете сил молодой человек, которому шинель идет меньше, чем кому бы то ни было, делает зарубку на палке. Так открывается счет смертям — незаметным, многочисленным, повседневным для любой войны. Их почти не будет на сцене, но в какой-то момент школяр заметит, что места для зарубок на Сашиной палке уже нет.

Встреча со смертью — это и есть первый рубеж, пройдя который каждый человек — на войне ли, в мирное ли время — сознает конечность существования и распределяет ценности. И тогда желание увидеть этот мир «не из ложбинки» становится неодолимым. Вот тут уже не в подростковой гурьбе, а в одиночку, один из мальчишек устремляется из блиндажа наверх и призывает нас всех, зрителей, вместе с ним послушать птиц, непонятно откуда взявшихся на войне. У молодого артиста Ярослава Дяченко получается сыграть в этой сцене две важные вещи: с одной стороны, чистоту сознания, принимающего свист пуль в бою за пение птиц, а с другой — невероятную для живого существа наивную веру в возможность какой-либо гармонии и красоты на войне. Из этой наивности героя — чуть позже мы узнаем, что это Коля Гринченко — выдергивает чья-то невидимая рука, и блажь развеивается как дым.

А дальше происходит все как во взрослых сказках об инициации. Сначала появляется учитель, который разъясняет, как взаимодействовать со смертью, то есть как стать настоящим воином. В спектакле заняты только два артиста из числа корифеев — упомянутый выше Михаил Самочко и Сергей Власов. Старшина Шонгин Власова — один за всех командиров. Других не внесли в инсценировку за ненадобностью. Шонгин — справляется. Это такой своего рода вечный солдат: с прокопченным лицом, в шинели, с которой сросся, но с такой удивительной физиологической реакцией организма, что герой ни разу ни в кого не выстрелил и никого не убил. Прямо Платон Коротаев на войне. Он и есть обладатель священного практически знания: как обращаться с неотступной смертью, как ее перехитрить. «Ты от нее не беги, а зарывайся. У нее пуля, а у тебя чего? Лопата. У ней штык, а у тебя чего? Карабин, понимаешь, заряженный. Вот так оно и идет: она пулю, а ты лопату, она штык, а ты пулю…», — произносит Шонгин, как заговор, слова сержанта Ланцова из «Уроков музыки» — автобиографического рассказа Окуджавы о его минометной учебке.

Кульминация спектакля подкрадывается так же вдруг, как и смерть. И это не боевое крещение, не подвиг — это нечто противоположное: прозрение, выливающееся в неуклюжую косноязычную молитву школяра — того, что играет Зайфрид, худенького мальчика, жившего до этого только в пространстве мечты. «Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову — и все? И мое горячее тело уже не будет горячим? /…/ Ведь это даже смешно — убивать человека, который ничего не успел совершить. /…/ А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове?» В этой длинной сбивчивой речи доминирует не страх, а призыв сошедшей с ума реальности выключить программу самоуничтожения. И не подключиться к этому воззванию невозможно. Смыслы сейчас не только вычитываются, но и вчитываются зрителями. То количество смертей, которое мы все вынуждены осознавать в настоящее время, просто не может привести к иным выводам, кроме вывода о непреложной ценности каждой конкретной жизни.

1 из 4
Источник:

Дальнейший путь школяра и его друзей выглядит уже совсем сказочно. И, пожалуй, если бы не этот целительный, органичный для режиссера формат мифа, следить за сюжетом было бы невыносимо. Те две избушки, в которых приходится ночевать школяру, Саше и Коле, — две параллельные реальности, два новых необходимых опыта юного человека.

Первая — стол со скатертью и свисающая над ним салфетка с кружевной оборкой — встреча с домом, с «маминым» теплом, — и хозяйка (Екатерина Клеопина) так похожа на маму, что пьянеющему сознанию школяра — Зайфрида мерещится мама, идущая по белому саду (стена второго яруса периодически превращается в экран, за который в ответе Кирилл Маловичко и Маша Небесная). И тут думаешь: он ведь, небось, и «Вишневый сад» помнит близко к тексту. Но это магическое тепло надо оставить и идти дальше, в ледяную бесприютность.

Вторая изба — изба соблазна, да еще какого! Когда школяр — теперь это Иван Чепура — взбирается наверх, навстречу зовущему его женскому голосу, из-под огромной шинели (Маша Небесная, работающая тут еще и как художник по костюмам, придумала этот емкий образ — гигантскую одну на всех шинель с множеством рукавов) выпрастываются и обхватывают его сразу шесть женских рук, но он все же не сдастся, вспомнив о Нине. Ну, на то наш герой и поэт, чтобы трансформировать реальность в меру своей фантазии и остроумия. Но будут в этом эпизоде и другие руки: руки хозяйки этой избы, обхватившие Колю, нежно скользящие по его шинели за минуту до прощания навсегда, — это и есть война на ощупь.

Ленинградские сюжеты


9 мая 1980 года в ленинградском ТЮЗе им. А. А. Брянцева вышел спектакль «Будь здоров, школяр», поставленный Зиновием Корогодским с предельно лаконичной сценографией Данилы Данилина (Корогодского): на сцене не было ничего, кроме повисшего на проводах сломанного электрического столба. Из-за верхней поперечной перегородки в верхней части он отдаленно напоминал крест. На протяжении всего действия на сцену сыпался снег. К моменту, когда школяру и еще двум героям приходилось рыть могилы сразу для семерых незнакомых им солдат, вокруг лежали уже в полном смысле сугробы. Школяра тоже играли три артиста одновременно — и это чисто случайное совпадение. Но ключевое родство этих спектаклей в другом, в пристальном вглядывании в молодого человека и утверждении его жизни как ни с чем не сопоставимой ценности этого мира. Спектакль прошел 26 раз и был закрыт, уж будем называть вещи своими именами — по доносу. Негероический образ школяра, так и проходившего всю свою недолгую войну в обмотках, без сапог, в письме в идеологический отдел обкома КПСС был назван «пародией на советского солдата».

Примерно в это же время на сцене Малого драматического театра, тогда еще руководимого Ефимом Падве, и в его постановке, шел спектакль «Господа офицеры» по «Поединку» Куприна. Как все помнят, повесть заканчивается дуэлью и гибелью подпоручика Ромашова, но каким-то парадоксальным образом спектакль этот утверждал все ту же внятную мысль, для которой Куприн нашел пронзительно точные слова о том, что, убивая человека, мы убиваем «солнце, жаркое милое солнце, природу — всю многообразную красоту жизни, величайшее наслаждение и гордость — человеческую мысль, убиваем то, что никогда, никогда, никогда не возвратится». Ромашова играл недавний выпускник театрального института Сергей Власов — тот, что в спектакле Яны Туминой играет Шонгина.

В «Школяре» Яны Туминой гибнут в итоге все: не только вечный Шонгин — Власов, но и Коля с Сашей. Окуджава оставляет читателю надежду, Тумина — нет. Но, дойдя до бездны, Яна Тумина и актеры-соавторы подробно достраивают сюжет до современности, исчерпывающе отвечая на вопрос, для чего школяр остается в живых. Как известно, Окуджаву война не отпускала до самой смерти, хотя он за свои четыре месяца на фронте, как и его герой, никого не убил и даже ни разу не выстрелил из автомата (в отличие от героя фильма «Женя, Женечка и «катюша»», снятого по сценарию Окуджавы и Мотыля, в котором порой дословно цитируются реплики повести про школяра). Спрессованный в строфы концентрированный опыт человека с войны — человека с совестью и способностью делиться жизненно важными открытиями — герои не поют и не читают, они бьют им наотмашь замерший зал, наполняя его энергетикой рэп-баттла. Когда сегодня Ярослав Дяченко почти кричит: «Просто дети играют, играют, играют, играют в войну» — каждое его «играют» срабатывает как зум, приближая и приближая картинки сегодняшнего нескончаемого ада и сегодняшних мальчиков. А на сцене в этот момент действительно десяток металлических солдатиков оживают в руках молодых артистов на крошечном столике: но достаточно добавить немного дыма и спроецировать игрушечную войну на стену-экран — и на уровне зрительских глаз возникают почти аутентичные кадры, которые хочется развидеть.

Молодая команда школяров теперь выглядит совсем иначе — читают они об одном, но каждый говорит от себя и за себя, и совсем по-новому звучит тут петое-перепетое «Кавалергарда век недолог» — единственный популярный текст Окуджавы, вошедший в инсценировку. «Крест деревянный иль чугунный, крест деревянный иль чугунный», — чеканит Евгений Шолков, пока фраза, вырванная из контекста, не обретает смысл гадания «орел или решка», а сам чтец с торчащими из-под капюшона толстовки ушами не начинает напоминать представителя нечистой силы. Ошибся Шонгин, не перехитришь смерть, достанет всех. Кого на войне, а кого и после будет терзать до последнего часа.

«Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал. // А может, просто вечером в кино я побывал? // И не хватал оружия, чужую жизнь круша, // И руки мои чистые, и праведна душа», — когда Иван Чепура, школяр-поэт в красной шапочке, надвинутой на лоб, не по-школярски, а очень по-взрослому произносит эти строки, даже не сразу соображаешь, что это «про тогда». А между тем именно в этом тексте Окуджавы закодирована формула выживания человечества: ничего страшнее не может произойти с человеком, чем если ему придется убивать другого человека, чтобы самому выжить. И неважно, кто этот другой. Убийство навсегда останется убийством.

То есть, иными словами, спектакль Яны Туминой 2022 года выполняет ту же базовую функцию, что и спектакль Зиновия Корогодского 1980-го, и все до единого спектакли Льва Додина: он в художественной форме доносит до современников представление о единственно возможной и спасительной норме. И возродившийся из пепла в эпилоге духовой оркестр из всех участников спектакля — в МДТ все артисты играют на духовых инструментах и неплохо — это не просто эффектная рифма к началу, это дерзкая попытка взять на себя роль «надежды маленького оркестрика под управлением любви», которая удалась.

Жанна Зарецкая, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях