Сейчас

-2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -6

3 м/с, с-з

760мм

80%

Подробнее

Пробки

3/10

Уходит эпоха. В Петербурге демонтируют таксофоны — все сразу и навсегда

Невский проспект, 45<br /><br />автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Невский проспект, 45

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
ПоделитьсяПоделиться

От «универсальной услуги» отключены все 399 таксофонов в Петербурге. С них можно было бесплатно звонить в любую точку страны и принимать звонки, но теперь сэкономленные деньги пустят на строительство вышек сотовой связи в глухих деревнях.

До конца года все уличные «телефоны-автоматы», бывшие неизменным элементом городского пейзажа весь прошлый век, будут демонтированы. Почти четыреста остававшихся в Петербурге таксофонов — это не столько пережиток времени, сколько старательное исполнение государственной программы устранения «цифрового неравенства» в рамках освоения примерно 14 млрд рублей в год. Деньги давали все операторы связи страны — по 1,2% от выручки. Решение, хоронящее таксофоны, было принято в апреле Минцифрой, сейчас идет работа по воплощению его в жизнь. На центральных улицах города будки уже сиротливо красуются без телефонов.

Число таксофонов — «телефонов-автоматов» — в Ленинграде — Петербурге неизменно росло начиная с 1927 года, когда появился первый, и до начала 1990-х годов. Сперва из-за гиперинфляции неактуальной стала система оплаты монетами — перешли на жетоны. Затем стало понятно, что денег на содержание десятков тысяч аппаратов и будок нет. Ежегодно наблюдалась их естественная убыль из-за вандализма и технических неполадок. Обеспечивающий необходимой техникой весь город и полстраны петербургский завод постепенно чах и вскоре сдался под натиском коммерческого редевелопмента.

Затем уже частные предприятия обеспечили петербургские «автоматы» карточными способами оплаты. Несколько лет в конце 1990-х и начале 2000-х годов это был относительно актуальный способ связи — пока мобильные телефоны еще не были распространены повсеместно, а уровень проникновения сотовых операторов на рынке измерялся десятками, а не сотнями, как сейчас, процентов.

ПоделитьсяПоделиться

В планах было внедрение междугороднего роуминга (это не было новинкой, звонить в Москву с городского таксофона на ул. Герцена можно было еще с 1960-х годов), а затем и международного. Еще в 1990-х годах в некоторых населенных пунктах Ленобласти были попытки сделать «автоматы», соединяющие звонящего по тогда еще дорогой сотовой связи, но по понятным причинам этот проект «не взлетел». Среди последних оригинальных попыток сделать актуальным этот вид связи, стремительно уступавший место повсеместному распространению сотовых телефонов, была установка таксофонов в пассажирских поездах. Однако уже вскоре стало понятно, что деньги на этом не сделать, и поддерживать едва теплившуюся жизнь в городских «автоматах» стало возможным только за счет государства.

В последнее время горожане вновь ненадолго вспомнили об этой доисторической диковине, когда осознали, что у каждого из таксофонов есть номер и на него можно звонить. После нескольких забавных флешмобов, до таксофонов, похоже, добрались спамеры, завлекающие случайных прохожих в таком необычном формате в стоматологии. Но, как рассказали «Фонтанке» в пресс-службе оператора связи, сейчас все телефоны отключены от доступных еще недавно услуг бесплатной связи. На тех, что остались, еще могут быть гудки в трубке, но такие соединения оставлены лишь в технических целях для сотрудников компании, которые до конца года должны будут полностью демонтировать все оставшиеся уличные телефоны-автоматы.

Краевед Лев Лурье говорит, что город вряд ли многое потеряет с уходом таксофонов. «Жалко ли давно исчезнувшую конку? В общем, не жалко. Возможно, несколько телефонных будок с работающими аппаратами можно было бы оставить в каких-то знаковых местах для напоминания об ушедшей эпохе, как это сделано, к примеру, в Лондоне. Но горожане уже давно не пользуются ими», — говорит Лев Лурье.

ПоделитьсяПоделиться

Петербург не единственный город, который лишается таксофонов. Решение касается всех городов и поселков с населением более 1 тысячи человек. Сама программа никуда не девается — просто деньги направят на строительство вышек сотовой связи в населенных пунктах со 100–500 жителями. Вместе с тем смена парадигмы связана с необходимостью экономить — еще в августе прошлого года Минфин предлагал вдвое сократить расходы на программу предоставления универсальной услуги. Аргументация существования таксофонов в рамках программы ликвидации «цифрового неравенства» в больших мегаполисах звучала диковато. Очевидно, что жители Петербурга в этом уравнении находились не с той стороны, которую надо было улучшать за счет бюджета.

Попытки вдохнуть жизнь в стремительно теряющие актуальность таксофоны предпринимались неоднократно. Их пытались использовать как рекламные носители, прикручивали точки доступа wi-fi, планировали совмещать с системой уличного оповещения, однако объем использования 148 тысяч аппаратов по всей стране по назначению в среднем не превышал пары десятков минут в год. Огромное количество таксофонов не могло похвастаться даже 1 минутой в месяц — их теперь также демонтируют, даже если они находятся в населенных пунктах, где жителей меньше тысячи.

Небольшое оживление наблюдалось в 2019–2020 годах, когда все звонки с них сделали полностью бесплатными и разрешили неограниченно звонить по межгороду и на сотовые номера. В конце 2020 года Ростелеком отчитался, что общий трафик местных соединений с таксофонов универсальной услуги вырос в 2,6 раза за счет звонков на мобильные телефоны домашнего региона и междугородные номера: продолжительность таких разговоров выросла сразу в 10 раз.

Нельзя сказать, чтобы это было актом какой-то особой щедрости. Пока таксофоны были платными, они все приносили в среднем около 2,5 млн рублей выручки в месяц, то есть где-то по 18 рублей каждый. Можно предположить, что поддержание системы биллинга обходилось дороже, так что проще было отменить плату вовсе. К тому же четверть всех звонков приходилась на вызовы экстренных служб, а значит, тоже была бесплатной.

Еще в 2012 году Николай Никифоров, в ту пору глава Минсвязи, подсчитал, что каждый совершенный абонентом звонок по таксофону обходится в 35 тысяч рублей. Возможно, это было фигурой речи, но в 2019 году реальные расчеты показывали, что речь в среднем по стране идет примерно о 6,5 тысячи рублей за каждый звонок. И вряд ли с тех пор содержание таксофонов сильно подешевело.

При таких цифрах вполне логично перейти к обсуждению: не проще ли и правда обеспечить каждый медвежий угол в стране мобильной связью? По последним обнародованным данным, официально в стране около 14 тысяч населенных пунктов, в которых «ничего не ловит». Проект по их оснащению вышками сотовой связи, очевидно, будет стоить десятки и сотни миллиардов рублей.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

Невский проспект, 45<br /><br />автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Невский проспект, 45

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close