4

«Сопротивление»: Почему не получилось «большое военное кино» о Марселе Марсо

Биография Марселя Марсо тщетно пытается реанимировать лучшие черты кино о войне двадцатилетней давности.

Фото: скриншот трейлера / YouTube
ПоделитьсяПоделиться

В прокат вышло «Сопротивление», амбициозный международный проект о Второй мировой и борьбе с нацизмом. Проще всего охарактеризовать его как биографию великого мима Марселя Марсо, которого здесь играет Джесси Айзенберг, звезда «Социальной сети». Но такое описание было бы неточным — да и просто обманчивым. Фирменной нервной фактуры Айзенберга тут мало, живописания биографии Марсо — еще меньше.

Писатель и режиссер Джонатан Якубович — в Европе его знают мало, но вот в Штатах его фильм «Каменные кулаки» стал хитом, а роман «Приключения Хуана Планшара» бестселлером, — метит прямиком в формат большого и амбициозного военного кино. «Сопротивление» и названием своим отсылает куда-то во времена эпопей Юрия Озерова, претенциознее некуда.

Фото: скриншот трейлера / YouTube
ПоделитьсяПоделиться

История Марсо тут лишь точка зрения, с которой рассказана история борьбы евреев оккупированной Франции с нацизмом. Житель Страсбурга, в котором немецкое и французское смешано исторически, Марсель Манжель работает в лавке отца-мясника, выслушивает его нотации и мечтает об артистической карьере. Но понимания у семьи он не находит: все уверены, что молодому человеку стоит придумать себе занятие посолиднее, чем кривляния на потребу публике. Тем временем наступает оккупация. Франция с невероятной скоростью оказывается под пятой немецкой армии, а для многочисленных евреев, живущих в этих краях, начинается период страха, смерти и ужаса. А Марсель вступает в ряды тех, кто с этой несправедливостью борется, — движения Сопротивления. Вместе со своими братьями и возлюбленной он начинает проводить сложные и опасные операции по транспортировке детей, которым грозит концлагерь, в безопасные места — монастыри и дома надежных людей. Именно эта совершенно негодная для артиста работа и формирует Марселя, превращает кривляку в настоящего художника. И даже дарит ему новое имя — именно в это время Марсель Манжель превратился в Марселя Марсо.

Автор: Exponenta Film / YouTube

Якубович взялся за тему, безусловно, болезненную и важную — да и ему, польскому еврею, выросшему и живущему в Венесуэле, она по определению близка. Одна беда: про Холокост снято множество страшных, величественных, значительных фильмов. И выбраться из-под их влияния тем более тяжело. Сложно снимать о концентрационных лагерях и истреблении евреев без малейшей оглядки на «Список Шиндлера» и еще целый ряд классических лент на ту же тему.

Но Якубович как будто и не пытается — он просто честно следует чужими путями, воспроизводит приемы и ходы Роберто Бениньи из двадцатилетней давности «Жизнь прекрасна». Сталкивает жестокую военную фактуру с клоунадой и гротеском, в центр повествования помещает детей, которых должен спасать любым путем главный герой. На роль Марсо Якубович честно приглашает Джесси Айзенберга — актера замечательного, но со своим, весьма ограниченным, диапазоном выразительных средств. И ничего большего — кроме невротической самоуверенности, горячечных монологов — предложить не может. Героя Сопротивления, товарища по борьбе, играет Геза Рериг — венгерский актер и рок-музыкант, мировую славу которому принесла другая лента о Холокосте, самая жестокая и прямолинейная, «Сын Саула». Вроде как он должен привнести документальную органичность и сюда — но не привносит.

Фото: скриншот трейлера / YouTube
ПоделитьсяПоделиться

Оригинальности Якубович решает противопоставить масштаб и патетику — но тут выясняется, что именно эти выразительные средства для кино про Холокост гибельны. Личную трагедию долгие монологи и героические сцены превращают в фальшак. Персонажи легко оборачиваются картонными стаффажными фигурками на эффектном фоне. Русского зрителя в этом смысле «Сопротивление» должно порадовать — хотя бы потому, что высокопарные шоу на сложные и неудобные темы снимают не только здесь, но и в просвещенной Европе.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Фото: скриншот трейлера / YouTube
Фото: скриншот трейлера / YouTube
Фото: скриншот трейлера / YouTube

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (4)

Ну, какой фильм может получиться про французское сопротивление, масштаб которого после войны был искусственно раздут на порядок? И, оказывается, чуть ли не его основной целью являлось спасение узников концлагерей. А мужики-то и не знают. Искусственная героизация рано или поздно приводит к очевидному * не верю*. И судя по отзывам, не только у нас.

Моня Рабинович пишет на доске: "Нет сщастья в этом мире!".
- Моня, не "сщастья", а счастья.
- Вы таки и вправду думаете, Берта Давыдовна, что если я правильно напишу, оно тут же появится?

Отличная рецензия, спасибо.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...