Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Смольный сказал бизнесу: «Встань и иди». В Петербурге заработал новый городской акселератор

Смольный сказал бизнесу: «Встань и иди». В Петербурге заработал новый городской акселератор

16 525
Источник:

На услуги менторов и доступ к цифровым сервисам городские власти потратят 35 млн рублей. Более дорогой проект бизнес-инкубатора пока заморожен.

Приглашенные чиновниками эксперты посоветуют предпринимателям, где открывать магазины, когда пора закрывать ресторан и открывать dark—kitchen (кухня, работающая только на доставку. Прим. ред.), а также расскажут руководителям малого бизнеса об их «ролевой позиции в проектной деятельности». Тем, кто будет готов внимать наставникам, дадут доступ к сервисам проверки контрагентов и конструкторам интернет-сайтов. В дело пойдут даже коронавирусные QR-коды.

О том, что в Петербурге заработал новый инструмент поддержки бизнеса — городской акселератор, 10 марта объявил глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик. По его словам, цель проекта — помочь малому и среднему бизнесу восстановиться после пандемии коронавируса и адаптироваться к цифровой реальности.

Ускорять будут не всех подряд, а представителей четырех отраслей, которые чиновники сочли приоритетными: производственные и технологические компании, предприятия креативных индустрий (искусство, архитектура, дизайн, мода, кино, телевидение, издательское дело, реклама, образование), а также сферы услуг (общепит, ретейл, бытовое обслуживание) и социальных предпринимателей. В общей сложности чиновники хотят обучить 20 — 40 тысяч бизнесменов. Набор стартовал 1 марта и продлится до 15 апреля, после чего участники пройдут диагностику, и до ноября они будут проходить курс акселерации.

Сейчас городские власти помогают бизнесу «прокачаться» с помощью бизнес-инкубатора «Ингрия», который входит в состав «Технопарка Петербурга». Но он работает с технологическими и инновационными компаниями. Прочим доступны обучающие семинары и консультации специалистов Центра развития и поддержки предпринимательства, а также услуги единого окна центра «Мой бизнес». Оценить эффективность проблематично — в отчетах чиновники пишут о количестве предоставленных услуг, но ничего о том, как это повлияло на бизнес.

Но еще летом в Смольном задумались о реформе инфраструктуры, решив создать новый бизнес-инкубатор. Планировалось, что площади предоставит находящийся под управлением комитета имущественных отношений Фонд имущества (речь шла о 65 тыс. кв. м), а обучающие программы предложит ЦРПП, подведомственный комитету по промышленности. Затраты оценивались в 200 млн рублей, но деньги на ремонт помещений для предоставления бизнеса обещал выделить Фонд имущества из собственных средств.

Только тандем не сложился. Как пояснил Кирилл Соловейчик, пока этот проект заморожен «из-за пандемии». Финансирование на него не выделено. В ближайшее время комитет намерен вернуться к диалогу с КИО, но даже если работа возобновится, то будет развиваться независимо от нового акселератора. «Это не пересекающиеся истории», — сказал он.

В Фонде имущества «Фонтанке» сообщили, что не отказываются от идеи, однако столкнулись с юридическими сложностями. В частности, выяснилось, что сперва необходимо внести изменения в федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего бизнеса», которые позволят Фонду имущества получить статус бизнес-инкубатора. Без этого не выходит и включить проект в петербургскую госпрограмму поддержки малого и среднего бизнеса. Но необходимые поправки уже рассматривает Госдума, и чиновники рассчитывают получить добро к лету, а к концу года запустить проект.

Впрочем, по информации «Фонтанки», идею также может тормозить воспоминание о судьбе Первого городского бизнес-инкубатора, который прекратил работу в 2018 году из-за претензий ФАС на непрозрачную процедуру сдачи площадей в аренду. Также успех будет зависеть от того, удастся ли заинтересовать проектом новых кураторов имущественного и экономического блоков — вице-губернаторов Валерия Пикалева и Максима Соколова. Прежний начальник ведомств Евгений Елин, по информации издания, не слишком поддерживал проект, считая, что сдача городских площадей ниже рынка вредна для самого бизнеса, поскольку является формой скрытого дотирования.

В отличие от гипотетического бизнес-инкубатора, «Акселератор Санкт-Петербурга» будет полностью цифровым: услуги будут предоставлять дистанционно, сообщил Кирилл Соловейчик. Каждому участнику проведут диагностику бизнеса и помогут выбрать стратегию, а также предоставят доступ к популярным цифровым платформам и сервисам (например, по поиску персонала, проверке контрагентов, а также образовательным площадкам, системам товарного учета и работы с маркировкой и т.д.). Первым 300 обещают персональное сопровождение отраслевых экспертов.

Финансирование акселератора в размере 35 млн рублей будет выделено в рамках регионального проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства». Для бизнеса услуга будет бесплатной. Каких-либо ответных требований (например, достижения конкретных бизнес-показателей) город не предъявляет, но планирует отслеживать, как будет меняться выручка участников.

Правда, для самих чиновников, как следует из описания проекта «Развитие МСП», целью является увеличение числа малых предприятий, а не рост объемов бизнеса (и как возможное следствие, переход в разряд крупного). Но создатели не видят противоречия. «Мы хотим увеличить число тех, кто получит поддержку в виде доступа к качественным сервисам и научится работать в цифровой среде», — пояснил Кирилл Соловейчик.

Услуги будут предоставляться по модели on demand (англ. «по требованию»). К примеру, с представителями сферы услуг город поделится их же данными. Бизнес не напрасно страдал, получая коронавирусные QR-коды. Собранная с их помощью информация позволила создать новый сервис — тепловую карту, которая покажет предпринимателям, «где эффективно открывать ресторан, а где перейти в бутиковый формат, а где делать dark-kitchen», — рассказал Кирилл Соловейчик. Социальным предпринимателям помогут податься на гранты, а промышленникам — выйти на экспорт. Эти услуги город оказывает и сейчас, но комплексный подход придаст столь необходимое ускорение.

На случай, если «определение ролевой позиции в проектной деятельности» и «ценностно-нормативных предпочтений к культуре организации деятельности», которые предлагает партнер акселератора «Университет 2035», не слишком заинтересует владельцев маленьких магазинов или мастерских по ремонту обуви, вписавшихся в акселератор, предусмотрены кнут и пряник. «Если бизнес не проявит должной вовлеченности, то сервисы не получит», — отметил глава комитета.

В отличие от классических акселераторов, заточенных на то, чтобы быстро развить стартап в полноценную технологическую компанию, городской проект готов работать как с подающими надежды новичками, так и с не слишком удачливыми бизнесменами, которые не могут определиться, как дальше развивать бизнес.

«Предприниматели — это люди, которые методом проб и ошибок пытаются построить бизнес и каждый раз сталкиваются с большим количеством ограничений в силу своей... нельзя сказать некомпетентности, но скорее незнания каких-то аспектов», — описал целевую аудиторию партнер городского акселератора, советник ректора АНО «Университет 2035» Олег Мальсагов.

Главный смысл таких проектов — проверка бизнес-идей на прочность, считает генеральный директор Кировского завода Георгий Семененко. Ранее компания запустила собственную программу для стартапов в сфере промышленности и, по словам топ-менеджера, успела «набить шишки». Даже с виду мертвый бизнес-проект может оказаться жизнеспособным, если вовремя выбрать иной сегмент или профиль клиентов, отметил он. «[Акселератор] — это не модное слово и не хайп, а вполне работающий инструмент», — подытожил Георгий Семененко.

Момент для запуска городского акселератора выбран удачно, считает директор сервиса по подбору персонала hh по СЗФО Юлия Сахарова. По ее словам, малый бизнес уже начал восстанавливаться после провала на фоне пандемии COVID-19. К примеру, число опубликованных вакансий выросло год к году на 12% в январе и на 35% в феврале. При этом «рынок сильно истощился», а конкуренция за рабочие места на фоне оттока мигрантов снижается.

Представители творческих индустрий тоже заинтересованы в городской поддержке, но часто ее получение само по себе становится подвигом, говорит Денис Щукин, директор фонда «Креативные практики». «А этого не хотелось бы», — добавляет он. С другой стороны, и обычному бизнесу не помешает добавить креатива. «Например, в Финляндии некреативных ТЦ уже не осталось. Традиционный бизнес должен меняться, потому что единственное, куда он может сесть [в качестве арендатора], — это креативный кластер», — подчеркнул он.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34