Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Если у ЦБ возникнут сомнения»

«Если у ЦБ возникнут сомнения»

2 044
Источник:

Варвара Орлова, руководитель корпоративной практики ЮК ATРA — о том, по каким правилам теперь будут преследовать лиц, контролирующих лопнувшие банки, в делах о банкротстве, и какую роль станет играть в этом ЦБ России.

Когда в банке начинается корпоративный конфликт, можно смело идти к букмекеру и ставить на скорую санацию или отзыв лицензии у этой кредитной организации.

И скорее всего, кульминацией такого конфликта через несколько лет будет вовсе не празднование победы одним из бенефициаров над другим, а привлечение всех контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по долгам банка-банкрота. Причем, что в законе «о банкротстве» статья 61.10 позволяет считать контролирующими лицами довольно широкий круг, и в итоге к ответственности может быть привлечено любое лицо, которое кредитовалось у этого банка.

И в этом свете я хочу обратить внимание на законопроект, который был в том числе разработан по инициативе Центрального банка РФ, и который был уже в первом чтении принят под номером 90–99–87 «об обеспечении ответственности лиц, контролирующих финансовые организации». Оценивая динамику прохождения законопроекта с минимальными поправками, считаю, что шансы его принятия довольно высоки. Но даже в случае его отклонения это позволит понять вектор госрегулирования в части «субсидиарки» вообще.

Эти новеллы можно условно разделить на шесть групп. Первая — введение в ФЗ «О банках» статьи 11.13, которая устанавливает обязанность кредитной организации информировать ЦБ о контролирующих ее лицах. При этом за основу определения «контролирующее лицо» принимается то, которое дано в статье 61.10 закона «О банкротстве» для контролирующих должника лиц — КДЛ.

Вторая новелла заключается в том, что ЦБ наделяется полномочиями по ведению единого перечня контролирующих банки лиц и публикации этого списка на своем сайте. В этом ключе ЦБ наделяется еще большими полномочиями: если у ЦБ возникает обоснованное предположение о том, что какое-то лицо обладает признаками контролирующего какой-либо банк, то регулятор самостоятельно может включить это лицо в свой список. Если же у ЦБ возникнут сомнения, то он может спросить у Росфинмониторинга.

Третья новелла в том, что само лицо, признанное ЦБ контролирующим, если оно не согласно с этим решением, имеет право обжаловать его в суде, но с обязательным соблюдением претензионного досудебного порядка.

Четвертое нововведение состоит в том, что, если лицо, включенное ЦБ в перечень, не успело обжаловать такое включение, и в отношении его кредитной организации возбуждено дело о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, либо приняты обеспечительные меры по взысканию убытков, либо о запрете выезда КДЛ за границу, то наличие таких обстоятельств является основанием для прекращения производства дела об обжаловании решения ЦБ о включении лица в список.

Пятая новелла посвящена ответственности банковских контролирующих лиц: если лицо находится в этом списке, то оно является ответственным за действия самого банка. В этой связи с статью 189.29 закона «О банкротстве» вводится соответствующее изменение. Также добавлено вытекающее из этого положение, что ЦБ сам может инициировать привлечение таких лиц к субсидиарной ответственности по долгам банка-банкрота.

Шестая новелла посвящена обеспечительным мерам и заключается в следующем: как только нормативы достаточности капитала банка становятся отрицательными, арбитражный суд по заявлению ЦБ может арестовывать деньги, ценные бумаги и недвижимость лиц, контролирующих этот банк.

В целом из всего этого можно сделать вывод, что законодательство в отношении банкиров будет ужесточаться, а привлечение их к субсидиарной ответственности — упрощаться.

В этой связи хотела бы отметить, что в англо-саксонском праве, где концепция снятия корпоративной вуали в свое время родилась, этот инструмент используется очень осторожно — только, если нет иных возможностей защитить права кредиторов. У нас же это рассматривается как основной инструмент защиты интересов кредиторов, потребителей, вкладчиков. Но в то же время это зачастую приводит к обратному эффекту.

Все правовые дискуссии и анонсы будущих событий — здесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях