Лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров выступил за интернет для избранных. Удивились даже те, кому всегда были близки взгляды ученого.
«К сожалению, электронные технологии доступны. Должны быть ограничения. Интернет должен иметь ограничения. Интернет не должен быть доступен всем. Нельзя делать различные интернеты. Мы сегодня одурачиваем население. Имеем массу проблем», – сказал Жорес Алфёров в интервью «Российской газете».
На фоне двухнедельных проблем с доступом к популярным сетевым ресурсам и инструментам эта цитата всемирно известного учёного застала каждого опрошенного «Фонтанкой» эксперта врасплох.
Независимый телекоммуникационный эксперт, бывший советник Министра связи, бизнесмен Элдар Разроев:
«Большой ученый и социально зрелый человек – не синонимы. Глупость он сморозил. Советский гвоздь в его мозгу дает рецидивы».
Журналист, автор популярных программ про интернет Александр Плющев:
«Иные такое скажут – хоть святых выноси! Из-за разных мнений мы одурачиваем население и получаем массу проблем. Необходимость выборочно подходить к правам касается не только интернета и мнений. Избирательное право, право на жизнь, в конце концов, тоже должно иметь какие-то основания, а не просто выдаваться каждому встречному-поперечному по умолчанию!»
Художник, лидер группы «Ронин», сын лидера группы "КИНО" Александр Цой:
«Даже не знаю, что тут можно вообще ответить нобелевскому лауреату. Первое, что приходит на ум, это табуированная лексика. При этом я помню еще времена вообще без интернета. Было в целом не меньше радости и наслаждения, но при этом не так удобно, конечно».
Криптовалютный эксперт, интернет-буржуй Андрей Рябых:
«Задумайтесь, а вы сами согласились бы жить без интернета? Мое мнение – не ограничивать, а формировать культуру правильного потребления информации. Вот если мы плохую еду съели – нас стошнит, а у мозга нет такой защитной реакции. Желудок тут умнее».
Программист, бывший технический директор «ВКонтакте» Антон Розенберг:
«Сначала подумал, что это может быть вырвано из контекста. Потом посмотрел видео, но прояснилось не до конца, он не очень ясно излагает свои мысли, его слова можно истолковать по-разному. Скорее всего, он просто в силу возраста слишком упрощённо представляет, что такое интернет. Он говорит: «Нельзя делать различные интернеты». Это вполне может быть выступление против даркнета, сайтов с астрологией, лженауки, против манипуляций общественным мнением. Всё это неплохо бы и с ТВ убрать».
Один из руководителей международной литературной премии в области фантастики имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия»), Андрей Стругацкий:
«Неправ уважаемый академик! По такой логике надобно доступ и к кино, и к театрам, и к книгам ограничить! А уж телевидение – так и вовсе запретить! Ведь очень негативно на население влияет, куда интернету до него! Алфёров – человек весьма заслуженный, но и его иногда заносит, к сожалению... Сказывается советская закваска».
Заместитель председателя партии «Коммунисты России» Сергей Маленкович:
«Мне всегда казалось, что Жорес Иванович один из самых достойных и принципиальных людей в стране. В партии Зюганова он всегда был одним из наиболее последовательных критиков власти и защитников научного прогресса. Видимо, возраст. Вообще причина многих неожиданностей – возраст. Надо уметь вовремя уходить из науки и политики».
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев:
«Я просто не верю, что великий учёный мог заявить о том, что есть кто-то, кто может быть «ровнее, чем другие». Скорее всего, это какой-то подвох. Уровень уважения к нему, его позиция не подразумевают, что он может сказать что-то такое неадекватное… Говорить, что интернет может быть не для всех, это то же самое, что рассуждать про ограничения к знаниям... Интернет – это просто технология… Она уравнивает шансы людей разных регионов и социального статуса на получение знания и на возможности это знание применять. Разве плохо, что любой деревенский паренёк сегодня может стать Ломоносовым?»
Публицист Александр Невзоров:
«Просто отмаркировать словом «бред» это уже невозможно. Потому что это гораздо более опасное явление, чем все угрозы интернета. Это ведь попытка заявлять себя учителями, ограничителями, лицами, которые должны регулировать жизнь других людей. Причём никто им полномочий на это не давал. Ни Жоресу Ивановичу, ни потешным депутатам из Ленсовета, ни Яровой. И это становится трендом, ведь сейчас для власти враг номер один – это интернет. Сразу объявлять его злом, потому что в нём сконцентрированы все надежды и все свободы, они пока не решаются. Но они начинают заходить ректально. Через беспокойство за человечество. Пусть уж говорят открыто! О том, что интернет учит быть свободными, напоминает о том, что, может быть, человечество прожило эти тысячелетия не зря. Людям нужно оставлять надежду на то, что подчиняться идиотским догмам и иерархии можно не всегда! Но они упорно ищут смысловые фиговые листки заботы, беспокойства. Выглядит это всё очень смешно. Я всегда относился и буду относиться к Алфёрову с симпатией, несмотря на его сегодняшние бредовые высказывания».
Николай Нелюбин,
специально для «Фонтанки.ру»
16 апреля Роскомнадзор начал блокировку Telegram. Мессенджер пользуется сотнями тысяч IP-адресов сторонних компаний — в результате ведомство блокирует все подряд. При этом сам мессенджер продолжает работать и потерял не более 3% пользователей, зато пострадали многие другие сервисы — от онлайн-игр до сервисов Google (например, Youtube и Gmail) и других мессенджеров (например, Viber).
Блокировку в ночь на 27 апреля IP-адресов «Яндекса», «ВКонтакте», «Одноклассников», Facebook и Twitter в Роскомнадзоре объяснили «случайностью». На действия регулятора уже успели пожаловаться Совет Общества научных работников и ректор ИТМО Владимир Васильев — они заверили, что для российской науки «веерные блокировки» могут обернуться катастрофой. Петербургский бизнесмен Александр Вихарев 27 апреля подал первый иск к Роскомнадзору из-за «веерных блокировок».