В эти декабрьские дни в 1913 году в Петербурге состоялась премьера оперы футуристов «Победа над Солнцем». Музыку написал Михаил Матюшин, либретто - поэт Алексей Кручёных, а визуальное оформление создал Казимир Малевич.
Опера, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности, стала примером синтеза искусств — слова, музыки и формы.
Идея оперы созвучна и сегодняшним дням. В ней повествуется о битве нового со старым, прогресса с каноном. Носители нового – будетляне (от слова «будет») – объявили войну Солнцу и победили его. В результате начался новый «золотой век», в котором главную роль играют поэты и учёные.
Каждый из трех авторов заставлял публику внутри себя сломать привлекательность «старого» и почувствовать пришествие «нового». Малевич создал удивительные графические формы — и в декорациях, и в фантастических костюмах будетлян. Матюшин написал музыку, полную диссонанса, а Кручёных создал своеобразный язык – «заумь». Многие стихи этой «зауми» состояли только из гласных звуков и напоминали кошачье мяуканье.
Новая поэзия и новое искусство должны были совершить революцию творчества и революцию духа. Пушкина не просто собирались сбросить с «парохода современности» – общество призывали вообще отказаться от своего прошлого.
Так как вал технических изобретений и научных открытий обещал возможность прекрасной «электрической жизни».
Казалось, нужно всего-то дать свободу и отказаться от устарелых представлений о нравственности, а главное — во главу угла ставить стремление к прогрессу. Кручёных открыто писал: «Мы выстрелили в прошлое!»
Но через год началась Первая мировая война, и будущее оказалось еще страшнее...