22:48 26.05.2018
Вслед за Полтавченко на «Беговую» ринулись петербуржцы
Посетителям кинотеатра «Великан Парк» не дал досмотреть «Дэдпул 2» сбой электросети
Премию «Нацбест» получил психоделический роман о гриппе
СМИ: О назначении Семака в «Зенит» объявят на следующей неделе
Регистрация на Фестиваль ЗСД продлена до 30 мая
Губернатор Петербурга принял участие в церемонии открытия «Беговой» и «Новокрестовской»
Владимир Путин и японский премьер Синдзо Абэ вышли на связь с космосом
Картину Репина в Третьяковке повредили на полмиллиона рублей
Песков просыпается мокрым после снов о Путине
«Новичок» и мельдоний вдохновили жюри Такс-парада
Изобретатель бесполезных вещей из США создал ужасающую установку для стрижки
Тренер «Спартака» обрадовался, что Сарри едет в «Челси», а не в «Зенит»
«Площадь Восстания» проверили за 40 минут
Путин посоветовал правительству «находить нестандартные подходы»
«Площадь Восстания» закрыта на вход и выход
Собянин идет на второй с половиной срок
Театр.doc нашёл новую площадку для «Пыток» в Петербурге
Владимир Якунин — о проекте нового музея Достоевского: Поучаствую в размере своей пенсии
Новая Голландия: Парк был закрыт только частично
СМИ: На пострадавшей от вандала картине Репина не было защитного покрытия
МЧС: Поврежденная газовая труба закрыла Новую Голландию
БГ устроил «Вавилон» на Невском
Лидеры Северной и Южной Кореи провели вторую встречу
СМИ: Приход Сарри в «Челси» откладывается из-за огромных отступных
Полтавченко: Путин сказал, что у него нет замечаний к форуму и мы молодцы
Медный всадник встретит День города чистым
На ПМЭФ подписали 550 соглашений на 2 трлн 365 млрд рублей
Жители Петербурга вызвали полицию на концерт Шнурова в рамках ПМЭФ
По Петербургу проехали 235 раритетных машин, автобусов и троллейбусов
Мутко: «Фром май харт из футбол», но из РФС ухожу
Смольный подписал соглашение с "БалтНедвижСервисом" по трамваю в Славянку
Дотронуться до Lamborghini на Рубинштейна стоило студенту из Турции сломанной челюсти
Бывший глава МЧС Кемерово написал рапорт об отставке
Вандал рассказал о нападении на картину Репина: «Водки выпил 100 граммов, и накрыло»
Мотоцикл проекта «Кортеж» пойдет в серийное производство в 2019 году
Рабочего насмерть придавило палетой на складе на Парнасе
“АвтоВаз” не испытывает проблем с поставками от “Русала”, но на всякий случай ищет замену
“АвтоВаз” рассказал, что придет на смену Priora
Вандал атаковал картину Репина из-за «недостоверных фактов»
Лахта Центр заговорил с петербуржцами
«Я... свою мечту»: Шнуров написал стихотворение о разводе с женой
«Беговую» и «Новокрестовскую» откроют для пассажиров сегодня в девять вечера
Картине «Иван Грозный...» Репина нанесены серьезные повреждения вандалом
Автор портретов Путина открывает собственный музей на Невском
Двое детей за сутки выпали из окон 5-го этажа и остались живы
На Балтийском заводе горели опилки
"Яндекс" подписал соглашение со Смольным о сотрудничестве на транспорте и в образовании
Депутаты смягчат наказание за соблюдение санкций
Руководителям кемеровского МЧС предъявлены обвинения
Вечеринка у Прохорова: а была ли Рианна? Может, никакой Рианны и не было
Вандал повредил картину Репина в Третьяковской галерее
"ЭР-Телеком" снимет показания петербургских счетчиков удаленно
Невский, мосты и набережные: в центре начинают закрывать движение ради праздника
Финский фестиваль камерной музыки забросит десант в Петербург
«Классику на Дворцовой» споют Роберто Аланья и «певица мира» по версии BBC
Таксы проскачут «орловскими рысаками» и сыграют в квиддич
В "Соляном городке» научат ремеслам и «чтению» петербургских фасадов
Швейцарская прокуратура сняла все обвинения в адрес Платини
Рязань просит включить ее в «Золотое кольцо России»
Минобороны: Офицеры ГРУ из доклада Bellingcat по сбитому «Боингу» давно уволены
В Киеве заявили о тайном переселении в Крым миллиона россиян
Пассажиры в Пулково ждут высадки из самолёта час, очередь возникла из-за ПМЭФа
Путин предостерег Запад от перехода «красной линии» в отношениях с Россией
Путин назвал плохим возможный финал мундиаля Россия - Япония
Костин трудоустроил Трампа после президентства главой Банка России
МИД РФ обвинил следствие по крушению MH17 под Донецком в заданности поиска виновных
Спектакль Театра.doc в Петербурге под угрозой: организаторы говорят о давлении ФСБ
«Площадь Восстания» проверили за час
Медведев двинул Дворковича в совет директров "Роснано"
Петербург подписал соглашение о дальнейшем развитии порта Бронка
Недвижимость

Почем передвинуть недвижимость

Что не так с технологией перевозки зданий, которую неожиданно собрался восстанавливать Смольный? Технология-то есть, но нет для нее ни законов, ни политической воли.
Почем передвинуть недвижимость
Кадр из передачи "Хочу знать"/Первый канал/YouTube/Себячъ

В Петербурге собираются возрождать технологию перевозки или переноса зданий, объявили на днях в Смольном. Инициатива власти лишь на первый взгляд выглядит сюрпризом: способы такой перевозки известны уже почти 100 лет, только в Москве домов перевезено десятки — в том числе здание МХТ. Но в Петербурге подобных случаев нет, и, скорее всего, еще очень долго не будет. Несмотря на то, что в Генплане сотни старинных домов и памятников, стоящих на пути прокладки будущих трасс и ждущих своего часа. 

Возможность переноса обсуждалась градозащитниками, в том числе, в отношении печально известного дома на Ремесленной улице, 3. До того, как его снесли, о переносе говорили на очередной встрече градозащиты и вице-губернатора Игоря Албина. Как рассказал «Фонтанке» зампред петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов, тогда активисты предложили Албину перенос как крайнюю меру спасения исторического здания. 

«Тем более что там и двигать далеко не надо было — участок, где здание стояло, «задевала» крайняя, шестая полоса моста через остров Серный, из-за строительства которого дом и снесли. А рядом как раз есть пустой участок, в нескольких десятках метров», – рассказал Кононов. 

«Тогда на совещании по Ремесленной присутствовал глава КГИОП Макаров (Сергей Макаров, глава комитета по охране памятников. — Прим. ред.), – пояснила координатор «Живого города Юлия Минутина-Лобанова. – И было дано поручение изучить опыт переноса, в том числе зарубежный. Так что это параллельно идет: дом-то уже снесли, а опыт, вот, изучают...»

Инженеры АО «КБ ВиПС» подсчитали, во сколько этот перенос мог бы обойтись. Согласно их вычислениям, на устройство временной дороги потратили бы примерно 12 млн рублей, на сами работы по перемещению — 29 млн; таким образом, перенос здания стоил бы бюджету 41 млн — цифра, несопоставимая с ценой сноса и воссоздания. «В принципе, это сравнимо, например, со спуском больших кораблей на воду, технология похожая, и ничего невозможного нет», – поясняет руководитель архитектурно-планировочного управления АО «КБ ВиПС» Михаил Бимон.

Как в Москве передвигали дома

Фрагмент фильма "Новая Москва", реж. А.Медведкин, 1938 год.

В 1930-е технология, в общих чертах, выглядела так. После обследования дома и окружающей его застройки здание, насколько возможно, укрепляли и отключали от инженерных сетей. Затем строили новый фундамент на новом месте и готовили рельсовые пути, по которым дом должен был переезжать. Дом укрепляли специальной металлической рамой по линии будущего среза фундамента. Перед перерезанием в фундаменте пробивали небольшие окна, в которые  просовывали (от одной стороны здания до другой) ходовые балки. Балки приподнимали домкратами, после чего дом наконец «отрезали» от основания, опускали на специальные катки и везли, как большие суда, спускаемые на воду, до нужного места. Там дом ставили на новый фундамент и подключали к сетям, после чего убирали рельсы.

Проект/Группа компаний ВиПС

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Так, например, в 1983 году здание МХТ (а тогда еще МХАТа) имени Чехова переехало на 27 метров вглубь квартала в Камергерском переулке. А в 1938 году именно так сдвинули на 50 метров бывшее Саввинское подворье (Тверская улица, дом 6, стр. 6) — дом весом 23 тысячи тонн. И это был даже не первый опыт. 

Случались и более сложные  «операции»: жилой дом на Садовнической улице, 77, стр. 1, в столице в 1937 году разрезали на две части, длинную повернули на 19 градусов и передвинули на 53 метра, а короткую сдвинули на 34 метра. Более того, в Москве умели перемещать дома даже вместе с подвалом: в 1940 году для переноса здания Моссовета (Тверская улица, 13) вырыли четырехметровый котлован и перевезли дом на 13 метров дальше от уличного фронта. А некоторые свидетели таких переездов говорят, что жилые дома перевозили даже без расселения, подключая их к сетям через гибкие шланги.

Проект/Группа компаний ВиПС

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Проект/Группа компаний ВиПС

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Проект/Группа компаний ВиПС

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

За рубежом подобные операции до сих пор проводят — с большими домами в тысячи тонн. И не только перевозят дома по рельсовым путям, но и перемещают на колесных тележках. В первом случае ехать можно только по прямой или по дуге с очень большим радиусом, иначе дом просто перекосит. Во втором случае траектория переноса может быть любой, что удобно в стесненных условиях плотной старой застройки. Правда, этот способ дороже, и в России пока не производят такой техники. Но и в России можно найти ряд коммерческих предложений по передвижке домов на небольшие расстояния — в основном загородных дач, в том числе и кирпичных.

Проект/Группа компаний ВиПС

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Проект/Группа компаний ВиПС

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Способы есть, законов нет

Почему же столь прогрессивная технология так прочно забыта в России? Ответ лежит на поверхности: гораздо проще юридически оформить перенос дома, когда в государстве «все государево», поясняет Михаил Бимон. А не сейчас, со всеми сложностями земельного, градостроительного и охранного законодательства, с частной, муниципальной и федеральной собственностью и т. д. 

«Поэтому и дома с жильцами так легко двигали в тридцатых годах, и никто не возмущался, – говорит он. – А сейчас правовое поле совершенно другое. И перенос зданий находится в юридическом вакууме. Нет никакой законодательной базы под этот процесс. Ведь переезд — это значит другой участок, кадастровый номер, адрес… Непонятно, что делать с историческим фундаментом, с которого дом срезали — он же под охраной тоже. И какой год постройки будет у перевезенного здания? В Европе и США как-то эти проблемы решаются муниципалитетами, которые обычно являются главными лендлордами в городах. У нас пока в этом смысле никаких процедур и подзаконных актов не прописано».

«Нет, определенная законодательная база все же имеется, но недостаточная, – уточняет Александр Кононов. – Сейчас в Минкульте готовятся поправки в 73-ФЗ об объектах культурного наследия, и там есть понятная процедура перемещения памятников в экстренных случаях. Например, деревню решили затопить, а там красивая церковь. Вот ее в этом случае можно перенести, закон это описывает. Или если происходят какие-то природные или техногенные явления, которые памятник могут уничтожить. Но массовая практика такая, конечно, невозможна». 

Что касается Петербурга, то, по словам зампреда петербургского ВООПИиК, никакие технологии передвижки зданий городу не помогут, потому что в Генплане, по его словам, десятки, если не сотни, мест, в которых будущие магистрали нарисованы поверх территорий объектов культурного наследия. Иными словами, потенциально судьба дома на Ремесленной может ожидать еще не один старинный дом — по крайней мере такая опасность заложена в главном градообразующем документе, считает Кононов. 

По данным главы Центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова, из готовящихся сейчас проектов планировки территорий по крайней мере 12 содержат явные конфликты планируемых трасс с землями объектов культурного наследия. К примеру, магистраль № 15 проходит по территориям памятника федерального значения «Усадьба Миниха» и регионального памятника «Дача Макарова «Елизино». Всего же в Генплане имеется более 70 случаев, когда зона У (улично-дорожной сети) занимает от трех до 87 гектаров территории объектов культурного наследия. И около 15 памятников будут полностью уничтожены в случае строительства запланированной в Генплане магистрали.

«Думать нужно о том, чтобы у нас в принципе не было возможности проектировать магистрали по территориям памятников — как домов, так и парков, кстати, – подчеркивает градозащитник. – И есть еще не памятники, а исторические здания, каким был дом на Ремесленной, — дореволюционные. В принципе, 820-й городской закон об охранных зонах не предусматривает возможности переноса домов. Значит, к нему нужны некие подзаконные акты. Хотя, конечно, на поток в чьих-то коммерческих интересах подобное ставить нельзя, это сломает историческую планировочную структуру. Недаром Москва все-таки со временем от этого тоже отказалась. Но в исключительных случаях, как с этим снесенным домом, если бы его решили передвинуть, то, думаю, горожане восприняли бы это с пониманием».

Елена Зеликова, «Фонтанка.ру»


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform