Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Доброе дело Бездомный человек - тоже человек

Бездомный человек - тоже человек

1 601
https://vk.com/nochlezhka_spb /

Как сохранить жизнь и здоровье бездомного человека, как помочь ему сохранить человеческое достоинство и вернуться к обычной жизни. Как работать с людьми с зависимостями. Насколько связаны бездомность и психическое здоровье людей. Этими вопросами озадачились российские и зарубежные специалисты, оказывающие помощь бездомным, на конференции, прошедшей в Петербурге.

«Бездомность, как комплексная проблема» – эту тему обсуждали два дня в Петербурге представители некоммерческих и государственных организаций, помогающих бездомным из Петербурга, Москвы, других городов России, а также Финляндии, Литвы, Нидерландов. Конференция была организована благотворительной организацией «Ночлежка» и прошла при поддержке Фонда имени Генриха Бёлля, Фонда «КАФ» и Генерального консульства Нидерландов в Петербурге.

Душевая для бездомных

Григорий Свердлин, руководитель «Ночлежки» всегда говорит, что, решая проблему помощи бездомным людям, надо помнить не только о сохранении жизни и здоровья, но и о человеческом достоинстве каждого из этих людей. Вот почему «Ночлежка» так гордится тем, что удалось открыть «Культурную прачечную», где бездомные люди могут постирать и высушить одежду. Многие говорили, что проект «не пойдет» или что со всех окрестных домов набегут желающие стираться старушки. Но проект «пошел» и успешно. А что приходят несколько раз в месяц пожилые петербурженки из ближайших домов, то если приходят, значит, им это необходимо.

«Мы никогда не отказываем в тарелке горячего супа тем, у кого есть дом, но кто встает в очередь вместе с бездомными, когда приезжает наш «Ночной автобус», – подчеркивает Свердлин. – Значит, у человека так сложились обстоятельства. То же и с прачечной».

Сохранение человеческого достоинства, напоминание и самому бездомному, и тем, кто рядом, что человек – прежде всего, а потом уже статус – с домом или без. «Культурная прачечная» – важнейшее дело, потому что человеку, который пытается найти работу, как-то выкарабкаться, комнату найти, далеко не безразлично – как он выглядит, что не пахнет, что под ногтями нет грязи. Это еще один шаг к возвращению в общество, к себе самому, иногда к потерянным прежде родным.

У Свердлина давно была мечта сделать общедоступную душевую в городе, чтобы бездомные люди могли помыться. Этот проект требует кучу согласований. И с момента, когда Григорий про свою мечту мне рассказал и до того, как говорит теперь с уверенностью о ее ближайшем осуществлении, прошло года три, не меньше. Душевая есть во дворе «Ночлежки», но там ежедневно могут помыться не больше десяти человек. Месяца через два появится все-таки большая душевая в Калининском районе. Со стиральными машинами. Там привести себя и свою одежду в порядок, получить средства гигиены смогут ежедневно до полусотни человек.

«Рабцентры» – не вариант

Чего сейчас не хватает, чтобы помощь бездомным людям развивать дальше? Уличной работы. Чтобы специалисты по социальной работе (а в «Ночлежке» они принимают бездомных людей в офисе организации) не ждали клиентов, а могли по примеру коллег Европы и США на улицах налаживать контакты с бездомными людьми, разговаривать с ними, общаться. Чтобы в итоге бездомный человек был готов принять помощь, которая способна изменить его жизнь.

Не хватает и так называемой «высокопороговой помощи». Примерно половина людей из приюта «Ночлежки», восстановив документы и найдя работу, снимает жилье. Но вот человек заболел или работу потерял – оплачивать жилье нечем. Итог – возвращение на улицу. Но у нас нет такого формата помощи, как проживание в специальном социальном жилье год или полтора, пока человек не окрепнет в новом статусе. Зато процветают так называемые «Реабилитационные центры», которые проще назвать «рабцентрами», где люди – бездомные или попавшее в кризисную ситуацию, вкалывают за еду и койку до изнеможения. Там им не предлагают никаких социальных программ, никаких восстановлений документов. Люди просто теряют силы и в итоге снова оказываются на улице.

В «Ночлежке» к социальным работникам обращаются 50-60 человек в день, говорит Наталья Шавлохова. Прием ведут два соцработника и юрист. Каждого пришедшего человека надо максимально вовлечь в работу – чтобы он сам менял свою судьбу, а не пассивно ждал. В «Ночлежке» даже просили сочувствующих принести бумажные ежедневники – у многих ведь скопились чистые и ненужные – чтобы бездомный и соцработник вместе писали план действий человека на недели вперед.

Новое в соцслужбе «Ночлежки» – бездомные женщины могут попросить, чтобы их консультировала и помогала тоже непременно женщина. Еще можно протестироваться на ВИЧ, если нужно, то в «Ночлежке» помогут встать на учет в СПИД-центре и получить терапию.

«Слепые зоны»

Одной из тем конференции «Ночлежки» была тема помощи людям не просто бездомным, а страдающим разными видами зависимостей – алкогольной, наркотической.

«Зависимость не имеет красивого лица», – говорит Евгения Колпакова, за плечами которой большой опыт помощи тем, кто приезжает в Дом надежды на Горе. Теперь Евгения работает в «Каритасе», консультирует бесплатно людей в кризисной ситуации, да еще страдающих зависимостями. Евгения обращает внимание на так называемые «слепые зоны», куда попадают люди с целым «букетом» тяжких проблем, и помочь им практически нереально, а три общественные организации города да Община сестер Матери Терезы, которые помогают тем, кто оказался на самом дне жизни, да без регистрации или даже без гражданства – перегружены.

В «Каритас» на консультацию приходят бездомные зависимые люди с онкозаболеваниями, беременные наркозависимые женщины, у которых маленькие дети, люди с ментальными нарушениями и зависимостями – тоже бездомные. У нас много разных комплексных центров, но «комплексно помочь» человеку с таким сложным «букетом» удается редко.

Евгения Колпакова тоже подняла тему «рабцентров», которые не просто вылавливают клиентов для рабского труда, но и терроризируют родных, если клиент, почуяв неладное, отказывается идти туда, где его будут заставлять работать до изнеможения, да еще и избивать. Колпакова советует не верить «рабцентрам», у которых иногда бывают даже весьма красочные сайты, но на них, к примеру, нет конкретного адреса, то есть узнать, где держат вашего родственника и якобы избавляют его от зависимости – практически нереально.

Неосуждающий подход

На конференцию приехали люди из разных регионов России, из Москвы и из-за границы – Литвы, Финляндии, Нидерландов.

Московский опыт заставил «завидовать белой завистью» единственного на этом собрании представителя Смольного – чиновника комитета по соцполитике Сергея Мацкевича, отвечающего за помощь бездомным: Борис Третяк, руководитель Государственного казенного учреждения (ГКУ) Центр социальной адаптации имени Елизаветы Глинки назвал цифру в 400 млн рублей, которые правительство столицы направляет на работу центра. И парк машин обновили – 30 автомобилей, включая пять автобусов-пазиков, которые в холода ставят у вокзалов, чтобы люди грелись. Ну, Москва – богатый город и мы можем только завидовать их бюджету.

Коллеги из Амстердама и Финляндии рассказали о помощи бездомным там. У Влады Петровской за плечами собственный опыт бездомности. Сейчас она работает в негосударственной организации помощи бездомным «Без определенного места жительства (Vailla Vakinaista Asuntoa)» в Финляндии.

«Мы помогаем абсолютно всем. Для нас бездомный, это прежде всего – человек, – говорит Влада. – У нас есть приют на два десятка квартир, предназначенных для людей со стажем бродяжничества более 5 лет. В основном там живут мужчины с очень непростой личной историей, большинство из них страдает от проблем с психическим или физическим здоровьем. Город покупает у нас услуги, грубо говоря, арендует у нас жилье и размещает в нем бездомных».

В Финляндии нет проблем с восстановлением документов, весь акцент работы направлен на помощь человеку, на его реабилитацию, при этом никаких ультиматумов – «ты перестаешь употреблять алкоголь и наркотики, вот тебе полгода – за это время стань нормальным человеком и устройся на работу». Влада говорит, что главная задача – чтобы человек не был бездомным, чтобы он вспомнил, как нормально ходить в магазин, покупать продукты, мыться, готовить, оплачивать счета и т.д.

Аркадий Радолов из Амстердама работает в общественной организации «Де Регенборг Груп». Здесь помогают тем, кто оказался в Нидерландах без гражданства ЕС, без денег, жилья, но, например, с наркотической зависимостью, без медицинской страховки, без заместительной терапии. Есть дневной центр и ночной приют, работают сотрудники, говорящие на 12 языках, а в общественную организацию ежедневно обращается до сотни людей из трех десятков стран.

«Мы работаем с людьми, у которых нет прав граждан Евросоюза, отмечает Аркадий. – Основной наш вопрос – вопрос прав этих людей на социальную помощь». Аркадия просили подробнее рассказать, как функционирует «комната употребления» – в структуре приюта есть и такое, чтобы наркозависимый принял свои наркотики в нормальных условиях, под присмотром соцработника. В приюте не было никаких убийств, дебошей и смертей, связанных с передозировкой, если что. «Важно иметь такую базисную основу, как неосуждающий подход к этим людям, – говорит Аркадий. – Поверьте, мне не приходится мотивировать людей не спать под мостом на улице, обычно они сами этого не хотят, да в Амстердаме это и нельзя – штраф 80 евро».

Бездомность молодеет – это замечают соцработники «Ночлежки». Недавно палатку обогрева помогали ставить несколько молодых ребят лет 25. Приехали с Дальнего Востока, с учебой и работой не получилось, да еще и документы украли. Вполне себе адекватные молодые люди, родители дома об их ситуации ничего не знают, да и помочь, видимо, не могут. А еще один человек, которому 33 года – бывший офицер, что случилось у него, почему он оказался вне армии, вне семьи – неизвестно. Он, став гражданским, приехал в Петербург, искать работу, документы вместе с вещами украли на вокзале. Он пришел в один из государственных районных центров соцпомощи. Сейчас у него все наладилось – документы восстановили, на работу устроился. Но для него эти месяцы бездомной жизни были невероятно тяжелыми. И даже не в физическом плане, а психологически. Он, к примеру, не хотел идти в палатки обогрева. Сидел ночью в «Буквоеде» на Восстания с одной-единственной чашкой кофе, пока мог найти денег на эту чашку.

Галина Артеменко, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях